?

Log in

Previous Entry | Next Entry



Внезапно? Но, прежде чем бросаться на меня с вилами и топорами, прочтите. Ниже я привожу статистические данные, проверить которые может каждый пользователь интернета (благо цифры озвучиваются в открытых источниках).
Итак.

- Население России на 1 января 2015 года оценивается в 146 267 288 человек*
- По данным ВЦИОМ** 36% россиян «практически не читают» книги, и лишь 35% россиян читают одну книгу в неделю. Обращаю ваше внимание - читают, что совершенно не значит, что каждую неделю они покупают новую книгу (это важно!).
- По данным всё того же ВЦИОМ'а***, 9% из этих 35% предпочитают читать фантастику. Отдельно стоить отметить, что среди россиян, предпочитающих электронные книги, этот процент больше - 13%.

Что же мы получим, переведя проценты?

51 мил. 100 тысяч россиян читают хотя бы одну книгу в неделю. Из них 4 600 000 россиян читают фантастику (читают, не покупают, помним об этом).

Вот она, целевая аудитория отечественных издательств. Четыре с половиной миллиона человек. Казалось бы, почему у нас в стране у фантастики такие маленькие тиражи, всего 2-3 тысячи экземпляров? Всё просто.

- Эта аудитория не сегментирована. Нужно учитывать дробление на любителей отечественной и зарубежной литературы, на людей предпочитающих современную фантастику и на ценителей классической НФ, на тех кто покупает книги и тех кто или скачивает их бесплатно, или читает в библиотеках.
- Отечественные издательства не работают с данной аудиторией. С 2007 года издатели не формируют спрос, а наоборот - следуют за тенденциями, возникающими у читателей в интернете. Что приводит к запоздалой реакции и выпуску массы книг, уже не пользующихся спросом среди читателей.
- Треть от суммарных тиражей выпускаемых в России книг достается на долю 50 популярных авторов (публикующихся в основном издательствами ЭКСМО, АСТ, Армада и Азбука). Оставшиеся две трети приходят на безликие для основной массы читателей серии и межавторские проекты.

Но, ладно, давайте представим, что эти 4 600 000 читателей стали верными соратниками издательств и они:
- покупают
- только новинки
- современных авторов
- хотя бы одну книгу в неделю
.

Было бы круто, правда? Четыре с половиной миллиона, раз в неделю, эхей! Да, издателям было бы хорошо. Но вот далеко не всем авторам, даже из ныне публикующихся. Потому что есть один момент.

- Ежегодно в России выходит около 800-900 романов-новинок в этом жанре****. Тут не то чтобы одну книгу в неделю, тут две-три книги в день нужно покупать (читать их при таком раскладе вряд ли получится).

Отсюда и возникает жесткий кризис перепроизводства. Российские издатели в год печатают больше книг, чем могут продать за пять лет. Зачем? Лично мне непонятно.

P.S. Это я сейчас не к тому, что пора валить из профессии. Слава богу, благодаря интернету, современный писатель-фантаст вполне может жить припеваючи и без сотрудничества с издательствами.

______________________________________________
* Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год).
** Всероссийский опрос был проведен в мае 2014 года.
*** Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 24-25 мая 2014 г.
**** Данные номинационных списков конференции "Роскон" за 2011-2014 гг
promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
shickarev
May. 11th, 2015 02:31 pm (UTC)
> Зачем?

План по валу. ;)
Когда АСТ и Эксмо ещё конкурировали между собой, было критически и экономически важно издать столько книг, чтобы места на полках в магазинах для конкурентов не осталось.
Отсюда кризис перепроизводства (фантастов).

Постепенно ситуация меняется.
bloody_icon
May. 11th, 2015 02:47 pm (UTC)
+1
Сейчас идёт естественное сокращение выпуска фантастических новинок, которое неравнодушными читателями писателями расценивается как кризис :))
shickarev
May. 11th, 2015 03:04 pm (UTC)
У писателей и у издателей очень разные кризисы )
piterhandra
May. 11th, 2015 03:13 pm (UTC)
>> которое неравнодушными читателями писателями расценивается как кризис :))

Есть такое дело. В одном из репостов данной заметки у них уже коллективный батхерд случился.

Ну а вообще, главное помнить - все будет хорошо и читателей хватит на всех. Главное - работать)
bloody_icon
May. 11th, 2015 04:12 pm (UTC)
>Главное - работать)
Святые слова! А то предлагают издать что угодно за государственный счёт, а дать-то и нечего! :))

Edited at 2015-05-11 04:15 pm (UTC)
piterhandra
May. 11th, 2015 04:24 pm (UTC)
Это да, но...
...если честно, просто надоедают мне заметки "математиков от литературы", на вроде этой: http://krasnoyarsk.dk.ru/blogs/post/do-smerti-russkoy-literatury-5-minut
bloody_icon
May. 11th, 2015 04:41 pm (UTC)
Re: Это да, но...
У Константина Жемера в бэкграунде три клюквенных дюдика, написанные в соавторстве. Неудивительно, что ему мало денег досталось, отсюда и всепропальщецкий вой :))
Это не математика, это творческое бессилие.
piterhandra
May. 11th, 2015 03:11 pm (UTC)
>> Постепенно ситуация меняется.

Меняется, да. Но глобальная смена стратегии случится (если случится, конечно) не раньше января 2016 года.
shickarev
May. 11th, 2015 03:27 pm (UTC)
А почему именно в январе 16-го??
piterhandra
May. 11th, 2015 03:29 pm (UTC)
Договора, обязательства, всё ещё продаваемые серии.
chay_fey
May. 11th, 2015 03:11 pm (UTC)
читаю с интересом
piterhandra
May. 11th, 2015 03:29 pm (UTC)
))
cizerot
May. 11th, 2015 03:26 pm (UTC)
Олди упоминали об этом на Росконе кажется в 2013 году. В связи с примером успешного регулирования книжного рынка фантастики во Франции.
piterhandra
May. 11th, 2015 03:30 pm (UTC)
Мы с ними на эту тему и в этом году на Росконе говорили.
cizerot
May. 11th, 2015 03:34 pm (UTC)
Потому и показалось знакомым. :)
Чтобы так отрегулировать книжный рынок - придется сначала отрегулировать электронный и переформатировать самиздат. И неизвестно шах или ишак умрет раньше от такой операции.
Pavlik Voynalovich
May. 11th, 2015 06:17 pm (UTC)
Они про это ещё в кризисный 2008 сказали.
cizerot
May. 11th, 2015 06:58 pm (UTC)
Не устают повторять, значит. :)
piterhandra
May. 11th, 2015 07:05 pm (UTC)
Лишь бы их наконец-то услышали.
livejournal
May. 11th, 2015 03:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
piterhandra
May. 11th, 2015 04:37 pm (UTC)
Кышь!
nostradamvs
May. 11th, 2015 03:42 pm (UTC)
Завод по сжиганию фантастов не выдержал нагрузки и сломался :)
piterhandra
May. 11th, 2015 03:50 pm (UTC)
Всех не перестреляете! (с) :)

lamantin
May. 11th, 2015 04:25 pm (UTC)
мне кажется писателю вообще должно быть фиолетово все, кроме его листа!
piterhandra
May. 11th, 2015 04:32 pm (UTC)
Речь не об этом.
lamantin
May. 11th, 2015 04:41 pm (UTC)
ну писатель щупает своего писателя... В данном случая я так и не понял - фантасты в цене или нет?
piterhandra
May. 11th, 2015 04:44 pm (UTC)
В цене, но не все. Но те из них, кто старается и кто интересен читателям - у них всё отлично.
mr_slimper
May. 11th, 2015 04:39 pm (UTC)
"Слава богу, благодаря интернету, современный писатель-фантаст вполне может жить припеваючи и без сотрудничества с издательствами."
А вот тут, если можно, поподробнее :)))
Очень, однако, интересно -- как можно заработать в и-нете своими текстами. Которые давно украдены и растиражированы всеми пиратскими библиотеками.
А новые тексты воруются мгновенно, едва ли не из издательских компьютеров.
piterhandra
May. 11th, 2015 04:49 pm (UTC)
например
1. Прямые электронные продажи старых текстов
2. Книга по подписки (http://piterhandra.livejournal.com/765662.html) или краудфандиг (http://piterhandra.livejournal.com/764313.html) для новых книг
3. Перевод на английский и штурм Амазона: http://piterhandra.livejournal.com/774262.html
mr_slimper
May. 11th, 2015 05:47 pm (UTC)
Re: например
"Всё это, конечно очень бла-ародно, а вот как там насчёт..." (С) :)))
Ни прямые электронные продажи старых текстов, ни "книга по подписке" неосуществимы, пока есть мощнейшие пиратские библиотеки. Как ни странно, читатели предпочитают "халявно-бесплатные" тексты, нежели заплатить автору (или посреднику типа "ЛитРес", который и сам очень неплохо наживается на авторах).
Прям аж удивительно, нес па? :)))
Перевод на английский... Это, конечно, можно. Если готовы вложить порядка десяти тысяч долларов в перевод своей книги. И если эти доллары у вас есть.
И тоже не гарантия, что затраченные деньги хоть как-то окупятся.
По поводу краудфандига: из опыта тех, кто пытался "раскручивать" тексты на этой площадке -- удалось только Перумову. У прочих же писателей дело с мёртвой точки так и не сдвинулось.
faber_visum
May. 11th, 2015 10:36 pm (UTC)
Re: например
Насчет подписки вы не правы - пока книга пишется, она продается и никуда не убегает, если только речь не идет об достаточно известном писателе или обиженных злых читателях.
Как только книга закончена - то тут же убежала к пиратам. И весь смысл как раз в том, чтобы все кто мог, и кто хотел купить книгу, узнали о подписке и оплатили ее ДО того, как книга будет закончена и спирачена.
Ну и в отличие от краундфаундинга, продается не бумажная книга и прочие бонусы (майки, автографы и т.д.), которые тоже требуют известных телодвижений и затрат, а именно электронка. Даже нет: доступ к электронной версии черновика в процессе написания, как советуют умудренные писатели.
oleg_bondareff
May. 11th, 2015 05:23 pm (UTC)
>Слава богу, благодаря интернету, современный писатель-фантаст вполне может жить припеваючи и без сотрудничества с издательствами.

А вот с этого места, пожалуйста, поподробней... ;))
oleg_bondareff
May. 11th, 2015 05:24 pm (UTC)
Во, Миша Бабкин меня опередил! :)
piterhandra
May. 11th, 2015 05:24 pm (UTC)
См. мой ответ чуть выше
oleg_bondareff
May. 11th, 2015 05:26 pm (UTC)
Я увидел, да. :)
Ты мне, кстати, на письмо так и не ответил отчего-то, про переводчиков. Оно дошло вообще? Отправлял недели 3 назад.
piterhandra
May. 11th, 2015 05:27 pm (UTC)
Мм? Не, не получал. Видимо в спам ушло :( Продублируй, пожалуйста.
katusha_fenix
May. 11th, 2015 06:11 pm (UTC)
Купить в книжных хорошую литературу нельзя уже давно. На полках одни и те же писатели и их произведения, только в разных переплётах. В книжные по этой причине не хожу много лет. Покупаю б/у книги на развалах. Стоят намного дешевле новых,можно отыскать просто жемчужины.
lizardian
May. 11th, 2015 07:47 pm (UTC)
Это давно уже было понятно - стоило зайти в книжный и посмотреть на ряды фантастики (да и прочей литературы), уходящие за горизонт, и 3 посетителей (даже не покупателей) на весь магазин.
alexgrybin
May. 11th, 2015 08:24 pm (UTC)
Зачем?

Например, откат.

al0253
May. 12th, 2015 03:11 am (UTC)
Читают?
Не покупают бумажных книг, это не значит, что "не читают".
20 лет назад издатели "зарезали" сами себя - жадностью и глупостью.
Сочувствовать этой жеребячьей породе не надо.
-
Люди читают, беря тексты из интернета, самыми разными способами.
И авторам надо шевелить мозгами, как продавать свои тексты самим.
Цена прочтения любой книги не должна быть более десятки (рублей - при нынешнем уровне цен) - вот и весь "сказ".
Будет так, будут хорошие авторы с миллионами читателей только в нашей стране, и с миллионами рублей.
Не будет - повторится история с "бумажными" издателями.
Жадность - порок, и она наказывается природой.
panda666
May. 12th, 2015 07:05 am (UTC)
Большинство из тех "фантастических книг", что у нас издаются, литературой назвать можно с большой натяжкой. В основном, это мусор..
gunmagazine
May. 12th, 2015 07:21 am (UTC)
То что в издательском бизнесе проблемы, согласен. Кризис, и ни читают не только фантастику ну и другую литературу. Вопрос не в этом - вопрос аудитории. С автором тут я не соглашусь. Он считает что русскую фантастику читают только русские. Но я смею утверждать что именно фантастическую литературу изданную в России читают и в Украине, и в Белоруси, и в Молдове и везде где изучался или является обиходным русский язык. Латвия и Литва не исключение. Кроме того, не забывайте что кроме русских авторов издательства печатают и авторов из многих бывших республик СССР. С Украины в том числе. На Украине вообще фантастика издается редко и она совсем не показательна, поэтому украинские писатели идут на поклон к русскому издателю ибо искать отечественного издателя бесполезно - они херней занимаются. Нет издательского бизнеса на Украине и как бы меня не пытались переубедить... И НЕ БУДЕТ. Причин много, но в рамках этого ответа будет слишком много букв что бы их пояснить.
Что же касается так называемого "перепроизводства" - вопрос не в том что писателей много... читателей не уменьшилось, они просто идут вслед за технологиями. А вот издатели идти по этому пути не хотят - у них одна причина... КРИЗИС. Хотя если бы бы у них было желание, то и кризис бы им был бе не помехой для заработка. И пока крупные издательства сопли жуют в поисках дешевого заработка, кое кто уже ищет новые горизонты в этом бизнесе. И я так скажу - на Украине было когда то то же самое... все издавались тут.. и печатались тут.. Потом с улучшением ситуации в России с издательским бизнесом, этот бизнес перекочевал обратно... а когда издательства и печатников в России освободили на несколько лет от налогов - Украинский издательский бизнес рухнул ибо тут в то же время начали закручивать гайки местные идиоты. Итог очевиден. Теперь процесс повторяется - в России проблемы, и те кто пошустрее заказывают печать в Китае или ищут новые пути в бизнесе. Вот откуда ноги кризиса.
rais
May. 12th, 2015 11:53 am (UTC)
как все интересно!
piterhandra
May. 12th, 2015 04:48 pm (UTC)
Это было бы смешно, если бы не было так грустно (с) :)
chay_fey
May. 12th, 2015 04:51 pm (UTC)
Продолжаем работать. А там как карты лягут. (Если лягут не так, будем дальше работать)
piterhandra
May. 12th, 2015 04:59 pm (UTC)
Вооот! Вот все бы такими как ты, Сергей, были - сразу бы победили.
chay_fey
May. 12th, 2015 05:04 pm (UTC)
Вода! - кричат лягушке через бортик. - Напрасно лапками сучишь!
Врешь, не возьмешь, - отвечает Чапай....
piterhandra
May. 12th, 2015 05:08 pm (UTC)
Именно
anatolij_921
May. 19th, 2015 09:34 pm (UTC)
Российские издатели в год печатают больше книг, чем могут продать за пять лет. Зачем?
Не знал этого, но догадывался) и не удивлен)
Интересный пост, спасибо;)

А вопрос - зачем? остается открытым...
мне тоже не понятно
( 48 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek