?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Творчество и деньги

Кто и для чего сейчас пишет фантастику? Можно ли этим зарабатывать на жизнь, а дополнительно раскрывать свой творческий потенциал? Практически одновременно на эти темы высказались мои коллеги-писатели Олег Дивов (divov) и Алексей Гравицкий (mr_gr). Прочтите, это интересно:



Алексей Гравицкий

Тут меня очень разные люди несколько раз подряд в разных интерпретациях упрекнули, дескать я совсем ушел в сценарии и предал своих читателей.
Таки вот, что я скажу. Чукча не предатель. На самом деле все очень просто:
1. В сценариях я могу экспериментировать с разными темами и жанрами и мне это интересно. В литературе мне разрешено писать постапокалипсис и фентезню про попаданцев, что мне категорически не интересно. А то что мне интересно писать, ляжет в стол и не будет напечатано с очень большой долей вероятности.
2. В кино я имею возможность говорить на широкую аудиторию. В литературе даже в каких-нибудь посталкерских сериях тираж сегодня смехотвворен.
Теперь назовите мне хоть одну причину, по которой я должен писать то, что мне не нравится, для горсти людей, часть из которых даже не купит книгу, а скачает ее в сети на халяву, если я могу в это же время писать то, что мне нравиться, для большого количества людей.
О том, что за сценарии платят, а за книжки теперь уже нет, я промолчу.
И вот вам, ребятушки, горькая правда. Когда "преданные писателями читатели" орали о том, что писатели пишут говно, а информация должна быть свободной, лично я не очень возмущался, но предупреждал, что таким макаром скоро писателей не останется. Мне на это отвечали, мол классики полно и еще есть десятки тысяч "искренних писателей" на самиздате, которым важен читатель, а не бабло. Вот теперь, когда профессиональные литераторы массово свалили из профессии, у вас есть "писатели" с самиздата и классика. Вам чего-то не хватает? Так не я в этом виноват. И не те другие, которых вы - ЛИЧНО ВЫ - качая книжки на халявку лишили профессии, заработка, части жизни. Информация ж должна быть свободной, правда? И книжки сперва надо прочесть, а потом, может быть, за них заплатить, так ведь?
http://samlib.ru Сто тысяч авторов! Читать - не перечитать! Кушайте на здоровье. И не давите на совесть.

Олег Дивов
Сколько может заработать писатель-фантаст

Не люблю мифы, жалобы и нытье.
Люблю взломанные мифы, обоснованные жалобы и конструктивное нытье.
Вдруг стало модным среди авторов, чьи тексты попадают в разряд "коммерческой прозы" и соответствующим образом оцениваются рублем и дубьем - например условных "фантастов" и примкнувших к ним, - сетовать на отсутствие перспектив. Рынок упал и мы вместе с ним. Нет смысла работать.
Падать нам и дальше есть куда, ведь ниже нуля - отрицательные величины типа издания за свой счет. Но давайте посмотрим не вниз, а наверх. На примере "фантастики" это особенно интересно, поскольку у нее аудитория достаточно узкая и четко очерченная. Потолок виден.
И что у нас на потолке? Есть такая премия "Фантаст Года", вручается она за максимальные совокупные бумажные тиражи. По итогам 2015-го ее получил Глуховский с результатом под 180 тысяч.
Люди скажут: его в свое время раскрутили. О'кей. Впритык за Глуховским в претендентах на "Фантаста Года" шла некая дама с псевдонимом, чтоб не соврать, "Звездная", отставая от лидера буквально на несколько тысяч экземпляров.
Зездную никто не крутил, сама выстрелила. С точки зрения любого издателя не автор, а подарок небес. По словам одного критика, пишет она "про то, как инопланетяне трахают домохозяек". Вероятно речь идет о модном сейчас направлении "романтическая фантастика".
По старым добрым временам 180 тысяч годового тиража - курам на смех. Для топовых детективщиц это и сейчас "ниочём". Но посмотрим: на что похожи даже столь скромные тиражи в абсолютных, извините, числах?
Предположим, что с упомянутыми авторами _первого_эшелона_ почему-то обходятся предельно жестко и вовсе не держат их за курицу с золотыми яйцами, а чисто за скотину, обстригли - и на бойню. Это выглядит примерно так: 180 000 х 20 рублей минус подоходный. То есть, больше трех миллионов чистыми в год. Не считая электронных продаж, а они у такого автора, хоть обдери его, как липку, дадут полмиллиона. Не повод задирать нос, но на жизнь хватит.
Вопросы есть?
Вопросов нет.
Если вас такой потолок устраивает - леди и джентльмены, заводите моторы.
Если нет - как верно заметил Медведев, уходите в бизнес.
Но ей-богу, хватит жаловаться.

На первый взгляд может показаться, что они говорят о разных вещах. Кто-то решит, что их мнения противоположны. Нона самом деле они говорят об одном и том же, и оба они правы.

От себя же хочу добавить, что жить на литературные гонорары в России можно. Но далеко не у всех это получается. И дело даже не в сумме гонораров, в политике издательств. Всякий раз мне приходится практически воевать с бюрократической системой, что вызывает лишь одно желание - плюнуть на все и заняться чем-нибудь другим. Тем, что будет приносить не только высокий, но и стабильный доход.

Эта мысль посещает не только меня. За последние два года писательский цех (особенно в развлекательных жанрах) обновился на две трети. Очень много новых авторов, пришедших с просторов того самого СамИздата, да пригоршня старых топовых писателей.

Как-то так.
promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
livejournal
Sep. 1st, 2016 02:29 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
mynameiszb
Sep. 1st, 2016 03:53 pm (UTC)

Как человек, который "когда-то писал", могу добавить от себя.

Сейчас мало написать книгу. Даже - хорошую книгу. Сейчас надо написать проект. Т.е. - серию. Без серии с тобой разговаривать не будут. И издателя можно понять. Потому что издателю нужно - чтобы фамилию узнавали. Чтобы каждые 4-5 месяцев (или раньше) фамилия мелькала на полках, в анонсах, чтобы аудитория постоянно возвращалась и говорила "автор, пышы ышшо".

Но если ты не пишешь серию, тогда что? Тогда тебя разворачивают и отправляют в пешее эротическое путешествие. В котором ты можешь писать что-то свое. Сколько хочешь. В стол. Потому что с твоим подходом ты не попадаешь под запросы потенциального заказчика. Лишь единицы с уже сформировавшимся именем могут писать по книге в год-два. Потому что у них уже есть имя, которое можно продать. Остальная "пехота" больше не интересна.

Да, с точки зрения начинающих писателей на СИ (и прочих "окололитературных" сервисах) такой вариант работы интересен. Потому что они готовы выдавать продукт каждый месяц. На любую тему. Вот на их основе и перегрузят франшизу "русская фантастика". А остальные пойдут в то самое путешествие.

PS1. Я не считаю, что это неправильно. Или что мы потеряли кучу писателей, которые мигрировали в сценаристы или вообще ушли из этой профессии. Просто это данность и надо ее принимать, как есть.

PS2. И в рамках этой данности выпавшие из обоймы будут делать, что и раньше. А именно - писать что-то свое, выкладывать на своих ресурсах, включая новые онлайн магазины. И окончательно уйдут "из бумаги", т.к. вряд ли им будет интересно воевать с издательской бюрократией, с текущим пониманием мейнстрима и пр.

А жаловаться смысла нет. Просто не надо верить гуру от интернета, обещающих фантастические гонорары сразу после завершения их видео-курсов :)
vladkostromin
Sep. 1st, 2016 04:11 pm (UTC)
я пока что ни одного гонорара не получил;-)
alexeymarkov
Sep. 1st, 2016 09:48 pm (UTC)
если писателю что-то "нравиться", остаётся пожелать ему вернуться в школу
motorton
Sep. 2nd, 2016 12:26 pm (UTC)
Все эти размышления для меня вообще смешны. Кто такой Алексей Гравицкий - я не знаю, и стоит ли тратить время, чтобы прочитать его - даже бесплатно!! - я не знаю. Да, я читаю самиздат. Последнее время участвую в подписках на книги, которые мне интересны!

Дивова читал давным давно, и на мой взгляд, многим авторам на самиздате он проигрывает.

Есть просто 1 простое обьяснение. В жанре фантастики сейчас "трудятся" в 1000 раз больше людей, чем во времена расцвета условного "Дивова". А людей, готовых поддержать рублём книгу и времени, которые эти люди уделяют чтению - не увеличилось. Соответственно, все тиражи каждого автора упали.
livejournal
Sep. 3rd, 2016 07:57 am (UTC)
О книгах в ЖЖ. Выпуск 21
Пользователь maikafer сослался на вашу запись в своей записи «О книгах в ЖЖ. Выпуск 21» в контексте: [...] Творчество и деньги [...]
kaosparkle
Sep. 16th, 2016 10:36 pm (UTC)
Разве Звездная - не издательский проект, группа рабов?
piterhandra
Sep. 17th, 2016 09:41 am (UTC)
Нет, это реальный человек (но, пишет под псевдонимом, конечно).
kaosparkle
Sep. 20th, 2016 08:40 pm (UTC)
В таком случае (если я ничего не путаю) воистину потрясающая работоспособность у человека.
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek