?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Как вы знаете, я довольно пристально слежу за всеми информационными статьями о книжной индустрии в России. И особое внимание я уделяю интервью Олега Новикова, генерального директора крупнейшего в России издательского холдинга «Эксмо-АСТ». По сути, мнение монополиста на рынках бумажных продаж/официальных электронных продаж/рынка аудиокниг/учебной литературы/владельца большинства книжных магазинов в нашей стране - это голос индустрии. Но в последнем интервью Олега Евгеньевича "В ожидании бестселлера", которое он дал для журналу "Эксперт", изобилует массой неточностей. Нет, я не утверждаю, что господин Новиков говорит неправду, я допускаю тот факт, что он может просто не знать всех аспектов подвластной ему структуры. Поверьте, холдинг, управляемый Олегом Евгеньевичем, действительно огромный. И лично знать все аспекты его жизни просто невозможно. Итак, давайте разберем несколько тезисов из интервью и после я укажу, в чем именно заключаются ошибки и сделаю уточнения по некоторым пунктам.

Безымянный

В.С. и Е.Н. - Вячеслав Суриков и Елена Николаева
О.Н. - Олег Новиков
* - мои примечания


В.С.: Есть ли какой-то универсальный набор требований, руководствуясь которыми издательство принимает рукопись для печати?
О.Н.: Издательство или берет текст, или не берет, и если мы готовы рисковать, то, как правило, все равно платим аванс. Для начинающего автора аванс небольшой, двадцать-тридцать тысяч рублей, и он идет в счет роялти.
* Во-первых, система авансов для начинающих авторов уже не актуально в холдинге «Эксмо-АСТ» почти полгода как. Более того, авансы больше не выдают большинству старых авторов. Во-вторых, озвученная сумма - это максимальный гонорар, который сейчас могут получить дебютанты, но и то - он действительно формируется за счет роялти с реализации. Так что зачастую автор-новичок получает за свою первую книгу меньшую сумму + отдает права на текст на 3-5 лет + отдает на аналогичный срок права на продажу аудио и электронных версий книги.

О.Н. В договоре прописывается процент отчислений, которые автор получает от продаж: в среднем от восьми до двенадцати-четырнадцати процентов.
* Опять же, большинству авторов по договору полагается не процент от продаж, а фиксированная сумма за продажу каждого экземпляра. Тут цифры могут быть разными. Кто-то получет и 5 руб. за 1 экз., кто-то 25 рублей. Кстати, запомните слова Олега Евгеньевича про 8-12-14% полагающиеся автору.

В.С.: Но есть такие звезды, как Дмитрий Быков: он публично говорит, что писательская деятельность в России не может быть по уровню доходов основным видом заработка. По сравнению с ситуацией, которая складывается в книжной индустрии в развитых странах, это и в самом деле бросается в глаза.
О.Н.: Дмитрий Быков не самый продаваемый автор, хотя, конечно, востребован. Его тиражи — тридцать-сорок тысяч.
* Я, конечно, не хочу никого огорчать, но тиражи Дмитрия Быкова с 2014 по 2017 всего один раз превысили планку в 5 000 экз., а так это или 2-3 тысячи или вообще печать по требованию.

О.Н.: У нас есть авторы, которые продаются тиражами в полмиллиона экземпляров в год. Сейчас тираж Донцовой порядка полутора миллионов, и это совсем другой объем.
* Открываем отраслевой доклад за 2016 год и видим следующее: Дарья Донцова - 1 308 500 экз., Татьяна Устинова - 762 500 экз., Татьяна Полякова - 715 000 экз., Екатерина Вильмонт - 566 000 экз... и на этом всё, больше никому из отечественных авторов не удалось преодолеть планку в полмиллиона экземпляров в год.

O.C.: Принципиальная разница с зарубежной практикой выплат связана с тем, что у нас средний тираж ниже, чем в развитых странах. Средний тираж в России находится на уровне Польши — четыре с половиной тысячи, хотя население у нас существенно больше. А при таких тиражах очень тяжело заработать и издательству, и автору.
* Средний тираж в Польше - 2 000 экз. А 4500 экз. для них это уже отличные продажи и популярная книга. 20 000 экз. для Польши - национальный бестселлер. И при тираже в 3000 экз. автор в Польше заработает в два-три раза больше, чем за аналогичный тираж в России. Вообще, сравнение по национальный рейтингам в тиражном исчислении - не корректно более чем полностью. Например, в Болгарии книга вышедшая тиражом в одну тысячу экземпляров - уже национальный бестселлер :)

В.С.: Получается, что модель эффективного экономического существования отдельного автора заключается в том, что он должен как можно больше писать. Вы приводите в пример Дарью Донцову, а это одна книга в три-четыре месяца?
О.Н.: Я уточню: одиннадцать книг в год.
* Я уточню: в 2016 году у Дарьи Аркадьевны вышло 123 наименования (новинки + переиздания, но без учета дополнительных тиражей). В принципе, Донцова давно может себе позволить не писать новых книг в принципе (но мы знаем, что новинки будут) и жить исключительно на переиздания.

О.Н.: ...Вопрос не только в количестве написанного, но и в качестве: даже сто книг тиражом в три-четыре тысячи менее интересны, чем одна тиражом в сто-двести тысяч. Вот почему мы все-таки ориентируемся на создание бестселлеров. Это книги, которые продаются тиражом от тридцати до пятидесяти тысяч, хотя четкого определения, конечно, нет.
* Вот прям золотые слова, я был бы готов подписаться под ними. Но к сожалению, холдинг "ЭКСМО-АСТ" так не делает. Основной ориентир и задача у редакторов: создание однотипных серий-клонов. Т.е. бизнес у крупнейшего издателя страны ориентирован как раз на выпуск 100 книг тиражами в 2-3 тысячи экземпляров. И я совершенно не понимаю, почему слова расходятся с делом? Вот решительно не понимаю :( Даже прочтя следующие абзацы в интервью:

О.Н.: Выпуская книгу тиражом в две-три тысячи экземпляров, мы практически ничего не зарабатываем.
* Хорошо, открывает наш любимый отраслевой отчет: в 2016 году тиражами до 500 экз. было издано 56 379 наименований (48,2% от всего ассортимента); тиражом до 1000 экз. - 8 567 (7,3% от всего ассортимента). Т.е. 55,5% ассортимента точно за порогом ликвидности. И у меня возникает вопрос, который за меня задал интервьюер:

Е. Н.: Зачем тогда?
О.Н.: Молодые авторы, новые рукописи — это часть бизнеса и часть того, что надо делать, чтобы это было хотя бы не убыточно, но заработка от них ждать не стоит.
* Т.е., мы издаем много молодых авторов убыточными для нас тиражами в однотипных сериях, в результате чего их книги не продаются и лежат на складах - для того чтобы сотрудничать с молодыми авторами, чьи книги мы будем издавать мизерными тиражами в однотипных сериях... Вам не кажется, что где-то тут нарушается логика?

О.Н.: А вот дальше есть авторы, которые издаются тиражом от пяти до пятидесяти тысяч, — с ними мы и работаем. Инвестируем в их продвижение, а они приносят нам прибыль и увеличивают объемы продаж.
* Я не хотел бы расстраивать Олега Евгеньевича, но редакции холдинга «Эксмо-АСТ» уже три года как не вкладывают средства в рекламные бюджеты по индивидуальной раскрутке авторов. Собственно, сейчас даже серии не рекламируют (все что есть - это инициатива самих авторов, реализующиеся на средства самих авторов).

Е.Н.: Какая доля затрат приходится на каждый этап производства книги?
О.Н.: Приблизительно двенадцать процентов — доля авторских отчислений.
* Опять про проценты. Ещё раз, если хочется в процентах: сейчас автор-новичок получает в среднем от 2 до 10%. Авторы-середнячки от 10 до 20%. У топовых авторов свои условия. Но, я ещё раз повторю: большинство авторов, издающихся как в холдинге «Эксмо-АСТ», так и в других бумажных издательствах, получают в среднем 5% от продаж.

Е.Н.: С ума сойти! Это сколько книг надо продавать в год, чтобы платить за аренду?
О.Н.: На самом деле это интересный и успешный бизнес (...) Что интересно: Amazon тоже решил открывать книжные магазины офлайн. То есть хотя и предрекали смерть книжной рознице, выяснилось, что она тоже может быть эффективной.
* Я настойчиво рекомендую: расскажите кто-нибудь Олегу Евгеньевичу о реальной подоплеке истории с офлайновыми магазинами Амазона. Я не стану в третий раз писать об этом подробно, просто дам ссылки: раз и два.

В.С.: Мы видим, что в музыкальной индустрии произошли глобальные изменения: физические носители практически исчезли. За счет чего держится книжная индустрия? Почему на этом рынке все-таки все еще востребован бумажный носитель?
О.Н.: ...На Западе не было фактора электронного пиратства, поэтому электронные книги там стоят столько же, сколько бумажные.
* Уф... именно поэтому американская книжная индустрия каждый год проводит мониторинг ущерба от электронного пиратства - потому что его, оказывается, там и не было. А Партия пиратов Германии (Piratenpartei Deutschland (PIRATEN)) нам всем приснилась. Ну как так-то... у меня нет слов. Просто так нельзя грубо ошибаться в своих интервью. Подобные ошибки подрывают мнение об экспертности и авторитетность...

Е.Н.: Вы делаете на это ставку? На какие данные вы опираетесь?
О.Н.: В США аудиокниги занимают пять процентов рынка.
* По разным оценкам от 12 до 20%. Действительно интересно, на какие данные опирается Олег Новиков? Лично я изучаю полугодовые и квартальные отчеты Амазона и участников "Большой Пятерки".

В.С.: На примере редакции «Эксмо non-fiction» мы видим, насколько успешным может быть издательство в продаже авторских прав за рубежом. Возможно ли этот опыт растиражировать на остальные редакции?
О.Н.: Общепринятая мировая практика такова, что продажами прав занимаются агентства. Сегодня невозможно гарантировать автору, что мы его права продадим зарубежным издательствам, соответственно, у нас нет оснований приобретать у него эти права, потому что мы не готовы платить за международные права.
* Только один момент - права на перевод и издания за рубежом "автоматом" указаны в договорах «Эксмо-АСТ». Да, если автор попросит, этот пункт удалят и оставят права на переводы за ним.

В.С.: Как вы сами оцениваете ситуацию, когда выход книги уже не становится событием?
О.Н.: Если бы в стране издавалось сто-двести книг в год, как когда-то, то, понятное дело, каждая могла бы стать событием. Мы выпускаем порядка двадцати тысяч наименований в год, а всего в стране выходит сто тысяч наименований — по этому показателю мы в пятерке ведущих стран. И ограничивать их количество никак не хочется: у читателя должна быть возможность выбора. За такое многообразие мы боролись долгие годы, и нет смысла от него отказываться.
* Количество наименований - не показатель успешности и результативности. Но, это так, к слову.

В.С.: А вы видите ее решение? Или продолжите наращивать многообразие?
О.Н.: У нас ассортимент сейчас не растет. Средний тираж уже на пределе.
* Я, конечно дико извиняюсь, но ассортимент такие продолжает расти. Да, недавно произошли перестановки в руководстве и топ-менеджменте холдинга. И часть серий пообещали закрыть. Но почему-то сразу же проанонсировали новые серии. Которые также будут выходить тиражами на 2-3 тысячи экземпляров без всякой рекламной поддержки...

О.Н.: Основные наши усилия направлены на то, чтобы стать ближе к нашим читателям.... Например, сегодня, выпуская книги, наши редакторы делают не только анонсы, но и буктрейлеры и рассылают их нашим партнерам.
* Буктрейлеры? Вы серьезно? 2К17 на дворе, а редактора и рекламный отделы считают что книги можно продвинуть благодаря показавшему себя одним из самых затратных и неэффективных методов - буктрейлеру? Нет, ну правда? А рекламировать книги по радио не предлагают? А с помощью рассылок на пейджеры? Или с помощью листовок в почтовые ящики?..

О.Н.: В целом можно сказать, что сегодня на развитие отрасли мы смотрим со сдержанным оптимизмом.
* Я тоже. И оптимизма у меня прибавиться, если хоть кто-нибудь обратит внимание на мою статью, перепроверит (если считает нужным) данные и сделает соответствующие поправки и выводы.

Всем любви и добра! Извините, если кого случайно обидел.
Ваш Н.А.
promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
piterhandra
Jun. 1st, 2017 12:47 pm (UTC)
Стоимость подобной рекламы (заказа ролика на радио) и выхлоп, который получается в итоге - совершенно не совместимы. Это экономически не эффективно, так как аналогичных результатов можно добиться в наше время гораздо быстрее, дешевле и эффективней (с помощью того же интернета).
popoluh
Jun. 3rd, 2017 06:36 am (UTC)
Это война? Очень жаль, если так
Очень резкая статья, хотя конечно все по делу. Но с вероятностью 99% вы теперь в немилость попадете в АСТ-Эксмо
piterhandra
Jun. 3rd, 2017 10:27 am (UTC)
Re: Это война? Очень жаль, если так
У меня 99% уверенность что нет.
Наиль Выборнов
Jun. 1st, 2017 12:44 pm (UTC)
Буктрейлеры
Я в троллейбусе ехал по В.О. и действительно видел, что там по их транспортному телевидению крутили буктрейлер нового проекта Сергея Тармашева)

Edited at 2017-06-01 12:45 pm (UTC)
piterhandra
Jun. 1st, 2017 12:56 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
1. Количество людей, что увидели данный ролик (охват аудитории)?
2. С какой периодичностью демонстрируется данный ролик?
3. Сколько людей имеет возможность увидеть его (сидящих/стоящих лицом к экрану, без учета часа пик и давки)?
4. Продолжительность рейса?
...
Хорошо, как бывший работник рекламы, я сразу скажу тебе реальную эффективность маршрут-ТВ (при условии что это автобус вместимостью 100 пассажиров, рекламу купили в нем на 1 неделю): ролик увидят от 100 до 200 человек в сутки. Не купят книгу, а просто осознанно просмотрят ролик от начала до конца (благо что он небольшой) и запомнят его.
И это обойдется компании в 3000 рубле за 1 автобус на 1 неделю.
Скажи, как ты считаешь, это эффектная реклама и рациональное сложение денег? :)
Наиль Выборнов
Jun. 1st, 2017 01:48 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Да нет, по-моему это осваивание бюджета просто. Ну потому что рекламировать книгу в троллейбусах это тупо.
piterhandra
Jun. 1st, 2017 01:51 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Вот и я о том же)
Алексей Ионов
Jun. 1st, 2017 03:02 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Да ты шо?) И что, много освоить можно?)
piterhandra
Jun. 1st, 2017 03:10 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Весь бюджет в 30 тысяч рублей! Только интересно, сколько же там тогда "откаты" составляют :)
piterhandra
Jun. 1st, 2017 03:35 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Уточню свою мысль "Вот и я о том же)" - это про пункт "потому что рекламировать книгу в троллейбусах это тупо".

Свою мысль я основываю на последних исследованиях "Медиапотребление в России – 2017" известной консалтинговой компании Deloitte. Реклама на радио, в общественном транспорте и т.д. - не эффективны.
Алексей Ионов
Jun. 1st, 2017 03:40 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Ну насчет эффективности я спорить не буду, тем более что ее, в отличие от ВК очень сложно просчитать. Вон Наиль запомнил, что видел рекламу ССТ, но Наиль и в теме, и сам книжный и вообще ЦА =)
Наиль Выборнов
Jun. 1st, 2017 03:42 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Я имел в виду под "осваиванием" не "попил") А что бюджет выделили, и его нужно тратить на рекламу) Кстати, я запомнил тот буктрейлер именно благодаря тому, что удивился - рекламу в настолько неподходящем месте разместили.

Edited at 2017-06-01 03:46 pm (UTC)
Алексей Ионов
Jun. 1st, 2017 04:00 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Чем неподходящим? аудитория Сергея Сергеевича не ездит в траликах по Питеру?)
popoluh
Jun. 3rd, 2017 06:34 am (UTC)
Re: Буктрейлеры
Бывают исключения, справедливости ради. Сейчас реклама на радио Россия в регионах стоит реально копейки. 5 тысяч на месяц, пять раз в день. Выхлоп конечно смешной, но явно больше затрат.
lizardian
Jun. 1st, 2017 02:55 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Сегодня в метро мне перед вай-фаем показали трейлер какой-то книги, которую в московском метро ещё на плакатах рекламируют - "Соло Моно" или как-то так называется. Ролик сделан хорошо, с кого-то, наверняка, деньги нормальные стрясли, но реальный рекламный выхлоп близок к нулю, всем плевать на ролики перед бесплатным вай-фаем.
piterhandra
Jun. 1st, 2017 02:57 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
В метро отлично себя показали наклейки. Стоят дешево, выхлоп приличный.
Алексей Ионов
Jun. 1st, 2017 03:01 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Ну что-то ты так против истины-то грешишь)))

Стоимость одного автобуса в месяц стоит рублей 25 =)

И количество рекламных контактов в автобусе вместимостью 100 человек в сутки ну никак не 100))) Он же на смене 12 часов и делает за это время рейсов 12. Хочешь сказать, за один рейс в автобусе едет 5 человек?)
piterhandra
Jun. 1st, 2017 03:06 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
>>> Стоимость одного автобуса в месяц стоит рублей 25 =)

Всё может быть, я этим вопросом занимался много лет назад. Но это значит, что нецелесообразность такого метода рекламы ещё выше.

>>> Хочешь сказать, за один рейс в автобусе едет 5 человек?)

Я говорил не о "рекламных контактах", а о "осознанных просмотрах ролика от начала до конца и запоминания его". Разные вещи, ну :)
divov
Jun. 1st, 2017 06:39 pm (UTC)
Re: Буктрейлеры
Вот сразу видно человека, который в автобусе не ездит, простите великодушно.
Вы угол обзора прикиньте - сколько человек в состоянии видеть монитор. При полной загрузке, при частичной загрузке, и когда в автобусе пять человек.

livejournal
Jun. 1st, 2017 02:30 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
piterhandra
Jun. 1st, 2017 02:40 pm (UTC)
Привет
vrochek
Jun. 1st, 2017 02:38 pm (UTC)
Хорошо разобрал. Очень забавная связь между фактами, которые ты приводишь, и представлением некоторых людей о фактах. Может, кто-то просто в другой реальности живет? ;)
piterhandra
Jun. 1st, 2017 02:40 pm (UTC)
У меня мелькнула мысль, что я случайно прочел статью из параллельной реальности :)
Сергей Извольский
Jun. 1st, 2017 03:40 pm (UTC)
То, что О.Новиков плавает в фактах, обычное для топа дело, хуже управленцем от этого он не станет - особенно если сейчас будет электронные учебники по миллиону за единицу выпускать. Но если приведенные им выше факты параллельной реальности - плод выборки его ответственных сотрудников, то дело плохо. Хотя кто б сомневался.
Пролюбить и догонять - национальная русская забава, ничего нового.

Здесь должно быть Иллидан имг. и "Вы не готовы!", но лениво картинку искать.

P.S. У меня лично еще с прошлого его интервью бомбило, я тебе вконтакте под ссылкой на него развернутый комментарий писал с вопросом про институт литературных агентов, кстати.
piterhandra
Jun. 1st, 2017 03:42 pm (UTC)
>> под ссылкой на него развернутый комментарий писал с вопросом про институт литературных агентов, кстати.

Слушай, видимо проглядел я. Сейчас гляну
red_atomic_tank
Jun. 1st, 2017 03:44 pm (UTC)
Тебя перепостить можно? :-)
piterhandra
Jun. 1st, 2017 03:45 pm (UTC)
Да, конечно)
veresklet
Jun. 1st, 2017 03:52 pm (UTC)
Да, к сожалению, продвижение автора сейчас дело самого автора. Особо ответственные редакции еще нажимают на пиар-менеджера, чтобы организовывали встречи с читателями или приглашали авторов на ярмарки-выставки, кто-то из редакторов на добровольных началах ведет группы серий в соцсетях, тратя на это личное время. Но это все исключения. Есть единицы авторов, которых продвигают, но ирония в том, что это как раз из того пула авторы, которым продвижение уже не нужно. И позиция выпуска по 2000-3000 тоже ясна - такой тираж раскупят 100% и быстро. Но грустно все это.
livejournal
Jun. 1st, 2017 03:56 pm (UTC)
мастер-класс от эксмы, ч.2
Пользователь red_atomic_tank сослался на вашу запись в своей записи «мастер-класс от эксмы, ч.2» в контексте: [...] Оригинал взят у в Критический обзор интервью "В ожидании бестселлера" [...]
livejournal
Jun. 1st, 2017 04:11 pm (UTC)
Критический обзор интервью "В ожидании бестселлера"
Пользователь i_kiddo сослался на вашу запись в своей записи «Критический обзор интервью "В ожидании бестселлера"» в контексте: [...] Originally posted by at Критический обзор интервью "В ожидании бестселлера" [...]
zhiltsova
Jun. 1st, 2017 06:42 pm (UTC)
"есть авторы, которые издаются тиражом от пяти до пятидесяти тысяч, — с ними мы и работаем. Инвестируем в их продвижение" (с)
Инвестируйте в меня наклейки в метро =(((

А вообще, такое чувство, что это какое-то старое интервью ну-у пятилетней давности как минимум =/
piterhandra
Jun. 1st, 2017 07:38 pm (UTC)
ты не новичок, поэтому реклама тебе не полагается :)

А статья свежая, от 1 мая 2017 года
tt_762
Jun. 1st, 2017 09:25 pm (UTC)
А это точно тот Новиков? Судя по ответам, однофамилец, постеснялся признаться.
vpolkovnikov
Jun. 2nd, 2017 05:12 pm (UTC)
Спасибо за добротный разбор. Фактически он - самое интересное в этом интервью.

На самом деле при таком разборе возникает больше вопросов к журналистам, а не к Новикову. Он-то, понятно, привирает для имиджа, а эти-то куда поперлись, коли ими интервьюированный вертит как хочет? Впрочем, они явно и не готовились всерьез к вопросам, и впоследствии не пробивали достоверность ответов. В итоге они выглядят куда большими дураками, чем Новиков, который как раз всех обставил.
piterhandra
Jun. 3rd, 2017 10:32 am (UTC)
Да, про уровень журналистов я как-то отдельный пост писал: http://piterhandra.livejournal.com/929938.html
livejournal
Jun. 3rd, 2017 03:59 pm (UTC)
Критический обзор интервью "В ожидании бестселлера"
Пользователь gadfly87 сослался на вашу запись в своей записи «Критический обзор интервью "В ожидании бестселлера"» в контексте: [...] Оригинал взят у в Критический обзор интервью "В ожидании бестселлера" [...]
( 37 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek