?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я люблю читать профессиональные форумы работников книготорговли. Там можно узнать об основных тенденциях в продажах, о новых маркетинговых стратегиях, да и вообще много чего полезного. А сегодня наткнулся на такой "крик души" о серии "Вселенная Метро 2033". Как мнение человека со стороны, обладающего определенным инсайдерской информацией, весьма интересно. Публикую с разрешения автора:

Кирилл (Буквоед):

"Дно уже достигнуто, или снизу ещё постучат?

Я работаю в отделе продаж крупной книготорговой сети уже шестой год, но ни разу ещё не видел столь странной маркетинговой политики. Серия «Вселенная Метро 2033» была одним из самых успешных литературных проектов в отечественной фантастике за последние четыре года, принося свежие нотки во всеобщем унынии серий с точками. И я искренни любил эту серию. Глуховский подарил читателям постапокалипсиса действительно интересный проект, книги которого можно смело рекомендовать всем любителям фантастики. Но за последний год, стоило Дмитрию отойти в сторону и передать штурвал управления в руки работников издательства АСТ, все прежние достижения пошли прахом.
«Слепцы» Дмитрия Ермакова, крайняя книга в серии, опубликована тиражом в 12 500 экземпляров. Для сравнения, это стандартный тираж книги серии STALKER. Кто-то скажет – неплохой тираж, по нынешним временам. Возможно. Я не стану приводить в пример первую книгу в серии ВМ2033, «Путевые знаки» Березина, разошедшуюся общим тиражом свыше 100 000 экземпляров. Среди фанатов серии принято ругать Березина, но у обычных любителей фантастики эта книга вызывает восторг. Кстати, на данный момент она занимает второе место, после книг Глуховского, по количеству проданных экземпляров.


Но, простите, я отвлекся от темы.
Так вот, что мы имеем на данный момент? Тиражи «ВМ2033» упали почти в десять раз. В то время, как тиражи серий с точками ужались всего в три раза. Но, если сталкеры сжимались постепенно, то ВМ сильно рухнула в продажах именно в 2013 году. Как же так? Метро, которое удачно выделялось на общем фоне, вдруг утратило свое лидерство? Причины, как мне кажется, в следующем:
«Заложники слова»
Дмитрий Глуховский, начиная серию, пообещал, что публиковаться в ней будут именно новички и дебютанты литературного ремесла. И если поначалу он лично контролировал и отбирал действительно отличных дебютантов (Дьякова, Цормудяна, Вардунаса, Гребенщикова), то с уходом Глуховского от руководства процессом начался сущий дурдом. В серии стали публиковать откровенно графоманские тексты (Баранова/Бенев, Шевцова, Ермаков), в которых четко прослеживается твердая рука редактора серии Вячеслава Бакулина. Лучше бы Вячеслав сам написал роман в серию (как писатель он тоже весьма хорош), чем пытался вытащить хоть на какой-нибудь уровень эти слабые детские поделки. Лучше отказаться от обещания Глуховского и приглашать для написания романов в серию профессиональных писателей, нежели корчится в агонии и публиковать на бумаге этот треш.
Правда, отдельно в этой истории стоит дебютант Шабалов, который пишет треш, но делает это грамотно. Его романы схожи с творчеством таких писателей как Силлов, Вольнов, Манасыпов, выставной и т.д. Суровые сталкеры, куча оружия, типовой сюжет, море крови. Школьники рады. Но, ВМ2033 мы полюбили как раз за отсутствие этих набивших оскомину штампов и за действительно качественную фантастику («Питер» Врочека, «Север» Буторина, «Путевые знаки» Березина, «Ледяной плен» Вардунаса и т.д.).
«Престиж»
Хорошо, когда серия становится не только межавторской, но и международной. Но, зачем привлекать к этому слабых авторов со слабыми текстами? Для галочки. Из всех иностранных авторов серии, достойно показал себя лишь один – Туллио Аваледо. Провальная «Британия» Гранта Макмастера, трехлетний долгострой «Гавана» от Хосе Мегеля и откровенная халтура от украинцев Черных и Леженда того не стоят. Они лишь отпугивают читателей от серии «ВМ2033», нежели пополняют их ряды все новыми и новыми восторженными фанатами.
«Продолжения/трилогии»
В серии «ВМ2033» сложилась традиция, что один автор пишет трилогии (иногда являющиеся прямыми продолжениями друг друга, а иногда лишь слабо пересекающиеся между собой событиями или второстепенными персонажами). Традиция эта сформировалась в результате успешной трилогии Дьякова. И это, пожалуй, единственный удачный пример. Писатель Антонов, обрадованный этим обстоятельством, накатал откровенную халтуру в продолжениях трилогии о Томском (не говоря уже об откровенном треше под названием «Рублевка»). Хорошо начавший в романе «Север» Андрей Буторин наклепал два следующих романа явно из-за денег.
Есть феномен, который так и вовсе объединил в себе все три вышеупомянутых пункта. Речь о так называемой «первой леди Вселенной Метро» Анне Калинкиной. Дебютировала как писатель в рамках серии «ВМ», первый роман позиционировался как ПЕРВЫЙ роман в серии, написанный женщиной. И уже опубликовала три романа, обещает ещё три. И издательство буквально вынужденно публиковать эти посредственные книги, нераспроданные тиражи которых захламляют складские помещения и ежемесячно попадают в списки возврата товара.
Возникает один вопрос: зачем?
Зачем губить такую великолепную серию, выпуская вместо хороших книг такой гумус? Да, часть этого раскупят фанаты, которым неважно качество продукта, главное, чтобы на обложке значилось «Вселенная Метро 2033 проект Дмитрия Глуховского». Но неужели издательство само не видит, что ещё шесть-семь месяцев, и серию можно будет закрывать за нерентабельностью. Неужели им самим не хочется зарабатывать денег, продолжая линию заданную Глуховским и
В итоге, те читатели, которые любили серию «ВМ2033» за хорошие и добротные фантастические романы оказались за бортом. Они просто не нужны серии в том виде, в котором она существует сейчас. «Метро» делают для трех тысяч оголтелых фанатов, которые купят даже книгу с пустыми страницами. И это грустно.
Хочется верить, что издательство АСТ одумается и возьмет прежний курс при подборе романов для серии. Если о публикует продолжения, то написанные Врочеком, Мельниковым, Цормудяном, Авериным, Дьяковым, Вардунасом, Аваледо, Березеным, Кузнецовым, Гребещиковым. Если будут дебютанты, то настоящие таланты, а не суррогат, подобранный на портале/ на околопрезентовочной тусовке/ в группе вконтакте.
Не нужно затыкать пробоины в серии «ВМ2033». Нужно создавать качественный товар, как это было при Глуховском.
Нужно расширять географию, ломать шаблоны.
Лично у меня забрезжила надежда на возрождение серии в её былой славе, когда я прочел романы Зайцева («Санитары»), Мельникова («Из глубин») и Аверина («Крым»).
Отличный подход, начатый ещё Буториным (Север), Вардунасом (Ледяной Плен), Аваледо (Корни Небес) и Дьяковым (За горизонт), когда герои выходят из глубин на поверхность и путешествуют по миру Метро 2033. Серия действительно становилась глобальной, начинала соответствовать понятию «Вселенная»!
Когда услышал новости о том, что готовятся к выходу романы Врочека (Убер и все-все-все), Аваледо (Крестовый поход детей), Вардунаса (Последний поход) – я ликовал!
А затем, я заглянул в список грядущих публикаций и ужаснулся...
Издательство явно всё ведет к тому, чтобы отпугнуть от серии большинство читателей и загнать «ВМ2033» в виртуальный гроб.
Но, я надеюсь, что до того, как достигнуть дна, в этой серии ещё успеют опубликовать хорошие романы. И я хочу поблагодарить Дмитрия Глуховского, что он хотя бы попытался принести в нашу унылую отечественную популярную фантастику хоть немного хорошего.


Комментарии к этому посту на форуме тоже весьма познавательны. Но, так как форум закрытый, а разрешение на цитирование я получил только от менеджера Кирилла, то опубликовать их я не могу.
promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
dkorobtsov
Nov. 23rd, 2013 03:08 pm (UTC)
Кстати, такой вот момент - я к аннотации одного из первых дополнений вычитал вроде, что в серии предполагается конечное количество романов. Ну типа - чтобы буквы на корешках книг сложились во фразу "Вселенная Метро 2033" или вроде того. Это что же, выходит, положили на это болт и решили сделать продолжение Санта-Барбары? :)

Кстати, мнение совсем со стороны - мне бы продолжения, написанные авторами из других уголков света было бы интересно почитать... а вот 105ый том про подземелья Усть-Ужопинска уже как-то не очень:) где-то после десятой книги серии скучно совсем и новизны никакой нет, про набор штампов очень верно подмечено...
piterhandra
Nov. 23rd, 2013 03:17 pm (UTC)
>> Это что же, выходит, положили на это болт и решили сделать продолжение Санта-Барбары? :)

Могу сказать, что в ближайшее время серию завершать не планируют :)

>> Кстати, мнение совсем со стороны - мне бы продолжения, написанные авторами из других уголков света было бы интересно почитать...

Если интересно мое мнение (как читателя), я тоже предпочитаю романы от иностранных авторов, описывающих фантастику ближнего прицела в Японии, Европе, Америке и т.д.

Но, таких романов в любом случае будет мало. Не только потому, что нужен заинтересованный сеттингом иностранный автор (который должен написать роман, потом роман отредактируют, потом переведут на русский язык и ещё раз отредактируют, и только после это опубликуют в серии Метро), но и из-за маркетинговых предпочтений. Лучше всего продаются романы, действие в которых происходит в Москве или Петербурге. Их готовы брать бесконечно. Романы о других локациях, даже если они будут гениальны, поставщики будут брать неохотно. Просто "ПОТОМУ ЧТО НЕ О МОСКВЕ!" :(
dkorobtsov
Nov. 23rd, 2013 03:20 pm (UTC)
Конъюнктура, однако. Большая часть покупателей, как не крути, из Питера-Москвы :)
piterhandra
Nov. 23rd, 2013 03:37 pm (UTC)
>> Большая часть покупателей, как не крути, из Питера-Москвы :)

Да, так и есть.
mrdreamer1983
Nov. 23rd, 2013 03:22 pm (UTC)
Ну от части с автором этой статьи я согласен. Много макулатуры в серии "Метро". Особенно меня злят книги о тех метро, которых в помине не существует...
piterhandra
Nov. 23rd, 2013 03:41 pm (UTC)
>> Особенно меня злят книги о тех метро, которых в помине не существует...

На мой взгляд, все зависит от того, как написать. У Руслана Мельникова есть замечательный, на мой взгляд, роман "Муранча". Ростовский метрополитен служит там необходимым фоном для развития сюжета. Роман я прочел на одном дыхании. Атмосфера страха, словно я не книгу читаю, а смотрю фильм-катастрофу. Шикарная вещь.
mrdreamer1983
Nov. 24th, 2013 12:09 pm (UTC)
Ну это да. Если есть в романе что-то своеобразное (например "КРЫМ"), то тогда не очень обращаешь внимание на все остальное.
piterhandra
Nov. 24th, 2013 12:27 pm (UTC)
Не стоит "Крым" публично хвалить) Иначе набегу толпы и объяснят, что вы мой бот :)
mrdreamer1983
Nov. 25th, 2013 09:11 am (UTC)
Эх, уже и хвалить нельзя ((
piterhandra
Nov. 25th, 2013 02:09 pm (UTC)
Можно, но только осторожно)
iq75
Nov. 23rd, 2013 04:27 pm (UTC)
Если честно, логика в анализе задачи "почему что-то покупают а потом перестают" практически бесполезна.

Назвать качественным товаром произведения Глуховского с литературной точки зрения - это уже мягко говоря спорный момент.

Выстрелил он по тиражам и сразу стал качественным.

Поклонники Донцовой тоже небось говорят о качестве. И в своем праве.
Короче субъективно все это.
piterhandra
Nov. 23rd, 2013 04:40 pm (UTC)
Да, я процитировал данный пост именно как субъективную точку зрения.
piramida1203
Nov. 23rd, 2013 08:58 pm (UTC)
Забавный коммент.
Вопросы о падении тиражей поставлены правильно. И что-то не пойму куда тут Кирилл (Буквоед) копает? Под Бакулина?
piterhandra
Nov. 24th, 2013 01:38 am (UTC)
>> И что-то не пойму куда тут Кирилл (Буквоед) копает? Под Бакулина?

Сомневаюсь. Даже если так, то не приведи господь. Ибо труднее и не благодарнее работы редактора лично мне сложно представить.
cirujano91
Nov. 23rd, 2013 08:58 pm (UTC)
хм...
интересное мнение...
piterhandra
Nov. 24th, 2013 01:41 am (UTC)
Как по мне, единственный пункт в этом посте, с которым невозможно поспорить, это пункт о падении тиражей. Да, можно предполагать разные причины такого явления. Относительно того, что "вот эти романы хорошие, эти плохие" я судить не возьмусь, ибо это "вкусовщина". Но, как мнение со стороны - действительно занимательно.
Владимир Щербаков
Nov. 24th, 2013 07:58 am (UTC)
Лично моё мнение. Все эти так называемые "критики" сами страдают графоманством, высказываясь негативно о вполне нормальных и читабельных романах.

Выскажусь и я тогда уж ))

1. Не жду продолжения романа Березина "Путевые знаки". Ибо ни к чему
2. Роман Андрея Гребенщикова "Ниже ада" немного сыроватым всё-таки вышел. Да, интересно, но как-то тяжеловат.
3. Трилогии - вещь замечательная. Все трилогии хороши. Для меня они расположились так:
1е место - Дьяков; 2е - Калинкина; 3е - Антонов и Буторин.
3.1. Думается, когда выйдет третья часть Шабалова она кого-то может сдвинуть
4. "Свидетель" Бенева и Барановой вполне неплохая, но немножко не дотягивает до уровня серии.
5. Насчёт иностранных романов серии.
Категорически не согласен с тем, что Провальная «Британия» Гранта Макмастера, трехлетний долгострой «Гавана» от Хосе Мегеля и откровенная халтура от украинцев Черных и Леженда того не стоят. Они лишь отпугивают читателей от серии «ВМ2033», нежели пополняют их ряды все новыми и новыми восторженными фанатами.

Мне как раз интересно читать про иные страны. Что касается "Слепящей пустоты" - опять-таки есть некоторые недочёты, но в целом книга неплоха. "Британия" на мой взгляд непровальная...

6. Напоследок: КАК МОЖНО КРИТИКОВАТЬ НЕ ВЫШЕДШИЕ КНИГИ?! Ермаковские "Слепцы" и "Гавана" Мигеля. И если в первом случае всё понятно: автор поста просто не видит иных авторов, кроме прославившихся и известных. А ведь многие вначале с опаской относились всё к тем же Цормудяну, Вардунасу и иным товарищам. Во втором случае не ясно ничего. Ибо человек должен понимать, что сначала прорабатывается сюжет, потом пишется книга, потом редактируется, потом издаётся, потом выкупаются права на перевод и издание, потом переводится, потом редактируется и лишь затем издаётся на русском языке... Не всё так быстро, как некоторые хотят...

Надеюсь, что таких "критиков" всё-таки меньше, чем тех, кто способен понять, что для того, чтобы стать Писателем, всегда надо начинать. Пусть со слабых книг, по мнению некоторых. Пусть с сильных. Но начинать надо. Пример: книга А. Гребенщикова "Обитель снов". Язык, сюжет стал лучше. Нельзя конечно сравнивать Е-бург и Москву, но всё-таки...

Dixi

Edited at 2013-11-24 08:00 am (UTC)
piterhandra
Nov. 24th, 2013 09:55 am (UTC)
Спасибо за мнение.
rl2
Nov. 24th, 2013 01:02 pm (UTC)
Про Аверина и забрезжившую надежду - это тонко:)
piterhandra
Nov. 24th, 2013 03:10 pm (UTC)
Толсто, слишком толсто)
moommy
Nov. 26th, 2013 09:28 pm (UTC)
Эээ... Хотелось бы заметить, что в данном контексте Выставной - это фамилие, а не отглагольное прилагательное. Оттого пишется с большой буквы. Но если этим подчеркивается нарицательный смысл данного слова, то спасибо, автору приятно

Edited at 2013-11-26 09:30 pm (UTC)
piterhandra
Nov. 26th, 2013 10:17 pm (UTC)
"Мопед не мой..." (с). Я скинул Кириллу ссылку на данное обсуждение. Быть может, он сам даст ответ на твой вопрос.
moommy
Nov. 26th, 2013 10:19 pm (UTC)
Да мелочи жизни. Но забавно
( 23 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek