?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По просьбам трудящихся, так сказать :)

Предупреждение: Всё, что вы прочтете ниже, является исключительно личными мнениями и субъективными суждениями. Так что не нужно воспринимать это как некие золотые правила, которые помогут начинающему писателю опубликовать свои романы миллионными тиражами. Это всего лишь истории, советы и наблюдения писателей и редакторов.
Предпредупреждение: Речь идет исключительно об издании фантастических романов на территории России.

Итак. Вы зачем-то решили зарабатывать на жизнь писательским ремеслом /Если вы пишете не ради денег, а по зову сердца и потому что не можете не писать - сразу проходите мимо/. У вас есть идея, вы можете выдавать большой объем адекватного текста, и у вас есть потребность к постоянному улучшению своих писательских навыков. С чего же начать?

Что писать? Можно конечно написать НФ или антиутопию с хорошим философским уклоном. Но тогда вопрос публикации вашего произведения может растянуться на годы. Ибо стартовать МТА в современной России с такими текстами крайне сложно. А если и удается, то это как правило независимое издательство и мизерный тираж. Если же вы хотите зарабатывать хоть сколько-нибудь серьезные деньги, то нынче издательства интересуют:

1) Циклы. Роман новичка вне серий никто издавать сейчас не хочет. Составляйте план на пять-шесть книг.
2) Всегда актуальны: фантастический боевик, боевая и классическая фэнтези, альтернативно-исторические романы и, конечно, "попаданцы". Отдельным пунктом стоят межавторские циклы, но о них вам думать ещё рано.
3) На последнем издыхании постапокалипсис (сталкеры, монстры, аномалии)
4) Тренды этого года: зомби, LitRPG

Вообще, рекомендую вам прочесть интервью редактора отдела фантастики издательства ЭКСМО.

Не пытайтесь сразу же отсылать свою рукопись в издательства. С первого раза мало у кого получается создать приемлемый текст. Да, я знаю, что ваш роман прочли родственники/друзья/коллеги по работе/ваша учительница русского языка, и всем им очень понравилось. /Если для вас подобная похвала является пределом мечтаний на писательском поприще, то присоединяйтесь к покинувших нас ранее графоманам/.

Если у вас есть текст, то опубликуйте его на СИ, проза.ру или любом другом аналогичном портале. Если ваш текст интересен, он привлечет к себе внимание. Но готовьтесь, что, помимо адекватной критики и ценных замечаний, на вас могут (и они это сделают!) обрушиться десятки покинувших наше обсуждение графоманов. Также полезным опытом для вас станет посещение литературных семинаров и мастер-классов (Ново-Малеевка, Партенит, Роскон, Интерпресскон, Петербургская Ассамблея Фантастики и другие). Прислушивайтесь к критике старших товарищей.

- Заранее предостерегаю вас принимать активное участие в сетевых литературных конкурсах. Как правило, критика там не направлена на развитие и творческий рост оппонентов.
- Также не стоит тратить время на посещение всевозможных литературных форумов, сообществ и порталов. Как правило, писателей, редакторов, издателей и прочих участников творческого процесса там нет. В этих местах обитают все те самые пишущие по зову сердца, мусолящие одни и те же темы: они гении, а все остальные говно. Как вы понимаете, в такой нездоровой атмосфере трудно добиться творческого роста.

Итак, пройдя предварительный этап отшлифовки текста, и как следует переработав свой роман (а это, как правило, дело неминуемое :), вы должны решить, каким способом попытаться пробиться в издательство.

Вариант первый: "Самотек"
Требующий минимум усилий со стороны автора, но при этом и самый малоэффективный. Как правило, составляя письмо в редакцию, МТА совершают массу ошибок. Для того, чтобы их избежать, настоятельно рекомендую прочесть о том, как оформить сопровождающее рукопись письмо (пункт №4, но советую прочесть пост целиком).

Вариант второй: Интернет
Если вы разместили текст своего романа в интернете (например на СИ или фанбуке), и он пользуется там популярностью (несколько сотен или даже тысяч читателей ежесуточно), то велика вероятность, что издательства сами обратят на вас внимание. В качестве примера рекомендую прочесть интервью Дмитрия Руса, как одного из крайних представителей успешного сетевого автора, издающегося ныне на бумаге (НО ПОМНИТЕ: по статистике, на одного Дмитрия Руса приходятся ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ безызвестных авторов). Этот способ требует от автора огромных затрат личного времени и нервов. Но, если вам повезет, то награда окупит все ваши старания.

Вариант третий: По знакомству
К сожалению, в наш век высоких технологий расстояние между писателями и страждущими стать ими предельно сократилось. И многие МТА думают, что ничего страшного не случится, сели он пришлет любимому автору письмо с просьбой прочесть его роман и, в случае, если ему понравится, помочь пристроить его в издательство. Так вот, не стоит этого делать ни в коем случае. Если кто-то из писателей или редакторов обратит внимание на ваше произведение, он сам с вами свяжется. К тому же, посещение упомянутых мною выше семинаров как раз способствует тому, чтобы настоящие писатели и издатели обратили внимание на перспективного автора (если вы таковым являетесь, конечно). Этот способ один из самых надежных, но и наиболее редкий. Всё же мало у нас писателей, обращающих внимание на талантливую молодежь.

Есть и четвертый вариант: К черту издательства, я буду публиковаться в интернете и получать деньги напрямую от благодарных читателей. О результатах и перспективах подобного метода я уже писал ранее.

Итак, свершилось чудо! Вы смогли пробиться через жернова судьбы, и ваша рукопись принята. Но не спешите радоваться и готовить мешки для денег. Скорее всего, вам, как МТА, будет предложен весьма невыгодный для вас договор. Как правило, с новичками издательства не церемонятся, ибо желающих много, а издательств мало (тех, что издают фантастику на территории РФ, можно пересчитать по пальцам). К тому же, дебютанта в первые недели (а то и месяцы) редко беспокоят сумма его гонорара и срок отчуждения прав на его роман. Осознание приходит позже.

Тут уж решать вам. Качать права и требовать для себя более выгодных условий можно, только скорее всего это приведет к весьма печальным для вас последствиям. Задуматься над тем, что это ваши первые шаги, и сейчас для вас важно закрепиться на издательском поле, а потом вы свое наверстаете - не самая глупая мысль, на мой взгляд.

В любом случае, творческая судьба у каждого писателя своя. И платят всем по-разному. Кто-то будет в состоянии прожить на гонорары от книг, и при этом кормить себя и свою семью (например). А кому-то будут платить суммы, которые можно сравнить с зарплатой посудомойки (например).

Так что прежде, чем вы решитесь зарабатывать себе на хлеб за счет написания фантастических романов, то хорошенько подумайте. Ведь только в прошлом году их было опубликовано более полутора тысяч (и это только книги русскоязычных писателей-фантастов).

P.S. Напоминаю, что я не гуру издательского бизнеса и вообще в этом ничего не понимаю ;)
promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
nadeeva
Feb. 13th, 2014 08:16 am (UTC)
Прописные истины, однако.

Маленькое дополнение: многим кажется, вот издам книгу, и будет счастье, это начало прекрасного пути, усыпанного розовыми лепестками.
А вот не факт. Радоваться рано. Если раньше, лет 8-10 назад, изданный роман открывал двери в издательства, то сейчас это до лампочки. Будьте готовы, что это ваш первый и последний роман, изданный за деньги.
И увы, мухи отдельно, котлеты отдельно: или вы пишете, что душа поет, практически бесплатно, или о "душа поет" придется забыть, потому что в подавляющем большинстве случаев она поет не в той тональности, что нужно массам.
piterhandra
Feb. 13th, 2014 08:24 am (UTC)
>> Прописные истины, однако.

Однако большинство мечтающих стать писателями, как правило, об этих истинах не знает. И посылают свои рукописи в чудо издательство "Яма", или публикуются за собственные деньги (ведь потом, как обещает Настоящий Издатель, если первая книга будет хорошо продаваться, он закажет ему новый роман и заплатит за него Настоящий Гонорар) и т.п.
nadeeva
Feb. 13th, 2014 08:32 am (UTC)
Кому надо, тот знает :)

О, есть еще путь для истинных гениев: тусоваться с определенными личностями, нахваливать их и подобострастно заглядывать в рот, тогда можно даже в жюри условно крутого конкурса попасть вне зависимости от качества собственных текстов. И 500 книжек издадут бесплатно. Правда, тут талант - скорее противопоказание. Одно большое НО - с нормальными издателями это не проходит, они РАБОТАЮТ, а не ЧСВ чешут.
vot_vot
Feb. 13th, 2014 08:22 am (UTC)
Как и рекомендовали - прошел мимо.
piterhandra
Feb. 13th, 2014 08:25 am (UTC)
А тебе-то что, ты уже не начинающий, тебе можно)
leppe
Feb. 13th, 2014 08:32 am (UTC)
Гут гут, дас гут.

Я бы ещё добавил по жанрам не-слишком-гениальную мысль:
Имейте в виду, что если какого-то жанра почти нет в магазинах, это не значит, что в нём никто не пишет. Это значит, что его никто не покупает.

В качестве упражнения можно сходить на тот же самиздат и посмотреть у тамошних непризнанных гениев - предложений, оказывается, полно. Спроса нет.
piterhandra
Feb. 13th, 2014 09:01 am (UTC)
Согласен.
foxy_langolier
Feb. 13th, 2014 09:58 am (UTC)
>Если у вас есть текст, то опубликуйте его на СИ, проза.ру или любом другом аналогичном портале.

не самая удачная мысль - креатив немедленно уволокут пираты. некоторым издателям пофиг, некоторым нет.
piterhandra
Feb. 13th, 2014 10:04 am (UTC)
Не обязательно публиковать текст целиком, две трети достаточно.
tsurupa
Feb. 13th, 2014 12:35 pm (UTC)
креатив молодого талантливого автора? да он и пиратам не нужен!
piterhandra
Feb. 13th, 2014 12:57 pm (UTC)
Ну, тут ещё вопрос может быть в том, что авторы бояться мифа, что если книга была опубликован в сети, издательства её не возьмут. Но это, конечно не так (если речь идет о новичке), ибо текст будет переработан и отредактирован.

Edited at 2014-02-13 12:59 pm (UTC)
foxy_langolier
Feb. 15th, 2014 11:47 am (UTC)
у меня тащили все что ни попадя еще в 2009-м )
arlekiness
Feb. 13th, 2014 10:52 am (UTC)
И большими жирными буквами: "И главное. То что вы знаете с какой стороны подойти к клавиатуре и как держать ручку - еще не значит, что вы писатель"
metalmaugly
Feb. 14th, 2014 08:08 am (UTC)
Спасибо, очень познавательно.
Интересно, почему на писательском поприще не работает фрикономика? Все привыкли, что текст - это бесплатно?
piterhandra
Feb. 14th, 2014 08:31 am (UTC)
>> Все привыкли, что текст - это бесплатно?

К сожалению - да. Но процент исправляющихся, тех кто покупает книги за деньги, растет с каждым днем.
metalmaugly
Feb. 14th, 2014 09:57 am (UTC)
Интересно, а экспериментировал ли кто-нибудь с альтернативными способами монетизации?
Реклама, продакт-плейсмент?
Понятно, это это сакральная тема для большинства писателей, но вариант "читайте мою книгу бесплатно, просмотрев рекламу" мог бы сработать в теории.
piterhandra
Feb. 14th, 2014 10:03 am (UTC)
На прошлой ФантАссамблее одна писательница (простите, не запомнил, кто именно) рассказывала о том, что её сайт с рассказами заточен именно на получение прибыли за счет рекламы (собственно, как Флибуста - читатель заходит на страницу прочесть текст, на этой странице висит рекламный баннер, владелец сайта получает копеечку).
livejournal
Feb. 17th, 2014 07:44 pm (UTC)
В помощь начинающему писателю
Пользователь slavikap сослался на вашу запись в записи «В помощь начинающему писателю » в контексте: [...] Оригинал взят у в В помощь начинающему писателю [...]
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek