?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чуть меньше года назад в России предсказывали бум стимпанка. И в чем-то эти прогнозы оправдались. Вслед за бешеной популярностью на Западе, на просторах нашей отчизны зашагали юноши в гогглах и девушки в корсетах. Зазвучали даже смелые прогнозы. Например, вот что писал на эту тему "Мир Фантастики":

С появлением субкультуры, на которой ныне делаются миллионы, неизбежно восторжествовала коммерциализация — как всегда и бывает. Так что ругать за такой подход российских фантастов бессмысленно, ведь кто платит, тот и музыку заказывает. А читательский заказ вполне чёткий — спрятаться поглубже от бурных реалий современного мира

Возможно, на Западе с любителей паровых двигателей и стригут миллионы, но в России это история изначально обречена на провал. Почему? Давайте разбираться.

Интерес к заполучению стимпанковской читательской аудитории у отечественных издательств возник давно. Были как и робкие попытки издавать отдельные романы (например цикл Андрея Уланова «Однажды на Диком Западе»), так и яростные попытки штурма (серия Вадима Панова «Герметикон»). Но все они без исключения были обречены на провал.

Хотя слово "провал" здесь не совсем уместно. Книги покупали, и они пользуются определенным успехом среди любителей фантастики. Но...представителей субкультуры стимпанка они не зацепили.

Издатели озадачены и решают сконцентрировать силы на представителях другой субкультуры - на любителях онлайн-игр. Так появляется субжанр ЛитРПГ, который за каких-то полгода создает фурор и поднимает целую новую волну в российской коммерческой фантастике.

Тогда издатели вновь решаются активизировать старое направления стимпанка...и знаете, друзья, они вновь будут разочарованы. В чем же причина?

А причин целых две:

1) Стимпанк имеет в своей основе визуальные культурные ключи (или "маяки", кому как больше нравится). Т.е. представители этой субкультуры воспринимают её глазами и реагируют лишь на визуальные образы: картинки, видео, костюмы, косплеи, мультфильмы, фильмы, игры, комиксы, арт-буки, фото...но не на текст. Любителям стимпанка в России, в массе своей, неинтересно читать про стимпанк. Им интересно его видеть, участвовать в нем.

2) Несмотря на всю шумиху вокруг ЛитРПГ, в России наибольшей популярностью среди ценителей этого жанра пользуются лишь Дмитрий Рус (который, по сути, и есть русский ЛитРПГ в одном лице, как Глуховский и Левицкий олицетворяют собой "двуглавого орла русского постапокалипсиса" (с)), а все остальные авторы пользуются популярностью лишь по остаточному принципу (кто-то в большей, кто-то в меньшей степени). Но, вернемся к ЛитРПГ. Так вот, популярностью в этой субкультуре пользуются те авторы, кто из этой субкультуры вышел. Все приглашены авторы (до этого издавшие по десятку романов, например в серии Сталкер) в ЛитРПГ славы не снискали. Даже наоборот. Все дело в том, что приглашенные авторы шагнули не на свою территорию. Они не писали о логах, прокачке, мане и т.д. И любитель ЛитРПГ этого ЛитРПГ в романах не увидел. А старые читатели этих приглашенных автор (привыкшие к их сталкерским романам) не увидели в этих романов своих любимых сталкеров, аномалий и прочих радиационных кабанов. В итоге роман не понравился никому.
Такая же история случится и со стимпанком. Простите меня, но я не верю в то, что абсолютно все российские писатели фантасты смогут взять и написать стимпансковский роман, который был бы наполнен теми самыми культурными маячками, которые так ценят представители данной субкультуры.

Таким образом, вся эта затея, на мой неопытный взгляд, обречена на провал. Хотя, опять же, нужно отметить, что выпуск двух-трех книг в год вполне уместен. Только при условии, что тираж их не будет превышать 3-3,5 тысячи экземпляров. Именно эта цифра покрывает все число российских читателей, которые с большим удовольствием купят русский стимпанк. А выпускать тиражи сверх этого - выбрасывать деньги в топку парового двигателя.

P.S. Как всегда - буду рад, если окажусь неправ. И как всегда - приложу все усилия, чтобы помочь продвигать и рекламировать российский стимпанк.

promo piterhandra май 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!

Comments

( 64 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
vot_vot
Apr. 28th, 2014 06:58 pm (UTC)
ну в погоне за рублем стимпанк выбирать, конечно, смысла не имеет. Надо держать ухо востро и искать иные течения. А если иная мотивация, то почему бы и нет. Стим публикуют. Даже такие массовые издатели как Альфа.

piterhandra
Apr. 28th, 2014 07:04 pm (UTC)
Ну, я же не говорю, что нет смысла публиковать стим в России. Я говорю, что массовым успехом в нашей стране он пользоваться не будет.

А если у кого-то из авторов возникнет желание написать роман в этом антураже - почему бы и нет? Но новых почитателей среди любителей стимпанка такой автор вряд ли приобретет.
(no subject) - vot_vot - Apr. 28th, 2014 07:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 28th, 2014 07:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vot_vot - Apr. 28th, 2014 07:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 28th, 2014 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vot_vot - Apr. 28th, 2014 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 28th, 2014 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vot_vot - Apr. 28th, 2014 07:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 28th, 2014 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vot_vot - Apr. 28th, 2014 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 28th, 2014 07:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vot_vot - Apr. 28th, 2014 07:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 28th, 2014 08:13 pm (UTC) - Expand
lizardian
Apr. 28th, 2014 07:02 pm (UTC)
Да пофигу, пусть пишут хоть стимпанк, хоть сплаттерпанк, хоть любовные романы, лишь бы книжки были хорошие.
А так смотришь - всё фигня, независимо от жанра.
piterhandra
Apr. 28th, 2014 07:04 pm (UTC)
>> лишь бы книжки были хорошие.

Полностью разделяю эту точку зрения)
rina_grant
Apr. 28th, 2014 07:49 pm (UTC)
Отличный разбор! Очень точно все сказано!

Мне все-таки кажется, что стимпанк - это немножко не наша культура. На Западе присутствует некая идеализация того периода, позитив, этакая смесь Жюль Верна с Диким Западом... изобретатели-одиночки, промышленная революция и прочие дела. А мы в это время отменяли крепостное право и называли всех изобретателей сумасшедшими :) Все-таки не было у нас в то время той установки на торжество науки и техники, какая была у них. Она началась только после революции, поэтому, ИМХО, дизельпанк и вообще фантастика на материале 1920-30 годов пользовалась бы большим успехом. А стимпанк - не совсем наша натура :) Целая эпоха проехала мимо нас.
piterhandra
Apr. 28th, 2014 08:00 pm (UTC)
>> Отличный разбор! Очень точно все сказано!

Спасибо)

>> стимпанк - это немножко не наша культура.

Я думал внести данный пункт как третью причину, но не стал этого делать. Хотя, скорее я соглашусь с тем, что это весомый сдерживающий фактор.

Edited at 2014-04-28 08:14 pm (UTC)
(no subject) - rina_grant - Apr. 28th, 2014 08:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 28th, 2014 10:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_torik - Jun. 12th, 2014 09:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - anstice - Jun. 14th, 2014 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - is_torik - Jun. 17th, 2014 11:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - anstice - Jun. 17th, 2014 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - is_torik - Jun. 17th, 2014 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rina_grant - Jun. 16th, 2014 09:21 pm (UTC) - Expand
lizardian
Apr. 28th, 2014 10:05 pm (UTC)
По большому счёту, мне кажется, что 3-5 тысяч покупателей найдутся на любое чудачество.
Только его продвижением всё равно надо заниматься.
Вот вы написали про сбор средств на качественное издание Анны Семироль, я из вашей статьи вообще узнал о таком авторе и книжке, купил электронку, написал рецензию, на которую друзья Анны дружно делали "фу-фу-фу", но Анна-то свою копеечку от меня получила, да и некоторые из её друзей заявили, что после такого отзыва они книжку обязательно прочитают.
piterhandra
Apr. 28th, 2014 10:16 pm (UTC)
Касательно романа Анны - издательством Фантаверсум как раз была проведена массированная реклама среди тематических сообществ любителей стимпанка. И они книгу, в массе своей, проигнорировали.
И не потому что книга показалась им плохой, или автор малоизвестным. А потому что им неинтересен литературный стимпанк от русских авторов.
Я уверен, часть посетителей данных сообществ обратили внимание на книгу, кто-то её даже купил/скачал/спиратил. Но хоть сколько-нибудь значимых известности/денег/популярности эта затея не принесла.
Если коротко - эта почва (субкультура стимпанка) не приносить хорошего урожая (для русских писателей).

P.S. Обращаю внимание, что я говорю именно о коммерческом успехе.
(no subject) - lizardian - Apr. 29th, 2014 07:09 am (UTC) - Expand
daiyan_19
Apr. 29th, 2014 01:58 am (UTC)
Этим обсуждением ты предваряешь выпуск сборника ПиП? :)
Alexandr Shakilov
Apr. 29th, 2014 05:37 am (UTC)
Вот-вот, то же самое подумал :))
(no subject) - daiyan_19 - Apr. 29th, 2014 05:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 29th, 2014 11:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 29th, 2014 11:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - Apr. 29th, 2014 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 29th, 2014 11:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - Apr. 29th, 2014 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 29th, 2014 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - Apr. 29th, 2014 12:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 29th, 2014 02:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - daiyan_19 - Apr. 30th, 2014 05:57 am (UTC) - Expand
orhedea
Apr. 29th, 2014 08:06 am (UTC)
кто о чем, а я о своем. картинка зачотная!!!
piterhandra
Apr. 29th, 2014 11:55 am (UTC)
Картинка "баян", но хорошо иллюстрирует тему нашего обсуждения)
P.S. Вчера сдул пыль с "Петрополя". Там же 2,5 авторских! :)
(no subject) - orhedea - Apr. 29th, 2014 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - piterhandra - Apr. 29th, 2014 05:36 pm (UTC) - Expand
, - orhedea - Apr. 29th, 2014 06:40 pm (UTC) - Expand
saneksan
Apr. 29th, 2014 09:06 am (UTC)
а зачем рекламировать российский стим-панк???

либо это есть, либо этого нет, как рекламировать то, чего нет?
kris_reid
Apr. 29th, 2014 06:08 pm (UTC)
Бу-га-га(с)
>Интерес к заполучению стимпанковской читательской аудитории у отечественных издательств возник давно. Были как и робкие попытки издавать отдельные романы (например цикл Андрея Уланова «Однажды на Диком Западе»)

Данный цикл издательство с самого начала позиционировало как фэнтези-вестерн и именно в качестве такового глубоко сомневалось, а стоит ли такое издавать вообще :).
Термин "стимпанк" там и на соседнем гектаре не стоял :).
piterhandra
Apr. 29th, 2014 06:18 pm (UTC)
Re: Бу-га-га(с)
Ну, как автору тебе, конечно, виднее. Однако у людей свое мнение на сей счет)
Хе. - kris_reid - Apr. 29th, 2014 06:32 pm (UTC) - Expand
Re: Хе. - piterhandra - Apr. 29th, 2014 07:15 pm (UTC) - Expand
demos_ochlos
May. 2nd, 2014 04:56 am (UTC)
Интересные мысли.
Я на днях была на концерте стим-панковской группы из США (Abney Park) - и поразилась пестроте и разношёрстности аудитории. Скорее всего, это направление в России ещё не оформилось во что-то определённое.
piterhandra
Jun. 11th, 2014 03:24 pm (UTC)
Да, соглашусь с тем, что аудитория только формируется.
icedi
Jun. 11th, 2014 06:04 am (UTC)
Не надо популяризировать стим, андерграунд и ныне там, это субкультура, это своя тусовка, как таблетки морфиуса из матрицы, кто в теме - попадёт
piterhandra
Jun. 11th, 2014 03:26 pm (UTC)
Вопрос не в популяризации а в том, насколько этот жанр востребован в принципе :)
pososhokru
Jun. 11th, 2014 08:15 am (UTC)

А как же Вадим Панов?

piterhandra
Jun. 11th, 2014 03:27 pm (UTC)
В тексте статьи он упоминается.
dmitrys1985
Jun. 11th, 2014 09:08 am (UTC)
Самые популярные жанры фантастики в России сейчас - постапокалипсис и альтернативная история (которые впрочем часто объединяют). Еще много стали писать фанфиков с мэрисьюшными героями.
Где вы там увидели интерес к стимпанку? Да и откуда такому интересу взяться, если антураж в нем будет сугубо западноверопейским, а сейчас в тренде все на базе России. Я бы вообще сказал, что стимпанк в целом чужд русской аудитории, поскольку нет предпосылок к нему, не было никогда в России расцвета оголтелого капитализма.
Если же русский автор захочет писать о разной технике 19 века, начала 20, то у него неминуемо выходит жанр альтернативная история.
dne80
Jun. 11th, 2014 12:16 pm (UTC)
просто в России стимпанк сдают в цветмет)))
piterhandra
Jun. 11th, 2014 03:28 pm (UTC)
:)
(no subject) - odinwarrior - Jun. 11th, 2014 02:05 pm (UTC) - Expand
rohlya
Jun. 12th, 2014 06:39 am (UTC)
Я работал около года в библиотеке. Мне не попалась ни одной книги в жанре стим-панк. В литературных журналах тоже не нашлось, хотя и были журналы, посвященные фантастике и фэнтези. Я думаю, интересно было бы снять 3D-фильм в жанре стим-панк, чтобы там были огромные дирижабли, поезда, паромобили. Это было бы интересно. Но пока я видел стим-фильмы только "К-20: легенда о маске" и "Дикий, дикий Вест"
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 64 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek