piterhandra (piterhandra) wrote,
piterhandra
piterhandra

Творчество и деньги

Кто и для чего сейчас пишет фантастику? Можно ли этим зарабатывать на жизнь, а дополнительно раскрывать свой творческий потенциал? Практически одновременно на эти темы высказались мои коллеги-писатели Олег Дивов (divov) и Алексей Гравицкий (mr_gr). Прочтите, это интересно:



Алексей Гравицкий

Тут меня очень разные люди несколько раз подряд в разных интерпретациях упрекнули, дескать я совсем ушел в сценарии и предал своих читателей.
Таки вот, что я скажу. Чукча не предатель. На самом деле все очень просто:
1. В сценариях я могу экспериментировать с разными темами и жанрами и мне это интересно. В литературе мне разрешено писать постапокалипсис и фентезню про попаданцев, что мне категорически не интересно. А то что мне интересно писать, ляжет в стол и не будет напечатано с очень большой долей вероятности.
2. В кино я имею возможность говорить на широкую аудиторию. В литературе даже в каких-нибудь посталкерских сериях тираж сегодня смехотвворен.
Теперь назовите мне хоть одну причину, по которой я должен писать то, что мне не нравится, для горсти людей, часть из которых даже не купит книгу, а скачает ее в сети на халяву, если я могу в это же время писать то, что мне нравиться, для большого количества людей.
О том, что за сценарии платят, а за книжки теперь уже нет, я промолчу.
И вот вам, ребятушки, горькая правда. Когда "преданные писателями читатели" орали о том, что писатели пишут говно, а информация должна быть свободной, лично я не очень возмущался, но предупреждал, что таким макаром скоро писателей не останется. Мне на это отвечали, мол классики полно и еще есть десятки тысяч "искренних писателей" на самиздате, которым важен читатель, а не бабло. Вот теперь, когда профессиональные литераторы массово свалили из профессии, у вас есть "писатели" с самиздата и классика. Вам чего-то не хватает? Так не я в этом виноват. И не те другие, которых вы - ЛИЧНО ВЫ - качая книжки на халявку лишили профессии, заработка, части жизни. Информация ж должна быть свободной, правда? И книжки сперва надо прочесть, а потом, может быть, за них заплатить, так ведь?
http://samlib.ru Сто тысяч авторов! Читать - не перечитать! Кушайте на здоровье. И не давите на совесть.

Олег Дивов
Сколько может заработать писатель-фантаст

Не люблю мифы, жалобы и нытье.
Люблю взломанные мифы, обоснованные жалобы и конструктивное нытье.
Вдруг стало модным среди авторов, чьи тексты попадают в разряд "коммерческой прозы" и соответствующим образом оцениваются рублем и дубьем - например условных "фантастов" и примкнувших к ним, - сетовать на отсутствие перспектив. Рынок упал и мы вместе с ним. Нет смысла работать.
Падать нам и дальше есть куда, ведь ниже нуля - отрицательные величины типа издания за свой счет. Но давайте посмотрим не вниз, а наверх. На примере "фантастики" это особенно интересно, поскольку у нее аудитория достаточно узкая и четко очерченная. Потолок виден.
И что у нас на потолке? Есть такая премия "Фантаст Года", вручается она за максимальные совокупные бумажные тиражи. По итогам 2015-го ее получил Глуховский с результатом под 180 тысяч.
Люди скажут: его в свое время раскрутили. О'кей. Впритык за Глуховским в претендентах на "Фантаста Года" шла некая дама с псевдонимом, чтоб не соврать, "Звездная", отставая от лидера буквально на несколько тысяч экземпляров.
Зездную никто не крутил, сама выстрелила. С точки зрения любого издателя не автор, а подарок небес. По словам одного критика, пишет она "про то, как инопланетяне трахают домохозяек". Вероятно речь идет о модном сейчас направлении "романтическая фантастика".
По старым добрым временам 180 тысяч годового тиража - курам на смех. Для топовых детективщиц это и сейчас "ниочём". Но посмотрим: на что похожи даже столь скромные тиражи в абсолютных, извините, числах?
Предположим, что с упомянутыми авторами _первого_эшелона_ почему-то обходятся предельно жестко и вовсе не держат их за курицу с золотыми яйцами, а чисто за скотину, обстригли - и на бойню. Это выглядит примерно так: 180 000 х 20 рублей минус подоходный. То есть, больше трех миллионов чистыми в год. Не считая электронных продаж, а они у такого автора, хоть обдери его, как липку, дадут полмиллиона. Не повод задирать нос, но на жизнь хватит.
Вопросы есть?
Вопросов нет.
Если вас такой потолок устраивает - леди и джентльмены, заводите моторы.
Если нет - как верно заметил Медведев, уходите в бизнес.
Но ей-богу, хватит жаловаться.

На первый взгляд может показаться, что они говорят о разных вещах. Кто-то решит, что их мнения противоположны. Нона самом деле они говорят об одном и том же, и оба они правы.

От себя же хочу добавить, что жить на литературные гонорары в России можно. Но далеко не у всех это получается. И дело даже не в сумме гонораров, в политике издательств. Всякий раз мне приходится практически воевать с бюрократической системой, что вызывает лишь одно желание - плюнуть на все и заняться чем-нибудь другим. Тем, что будет приносить не только высокий, но и стабильный доход.

Эта мысль посещает не только меня. За последние два года писательский цех (особенно в развлекательных жанрах) обновился на две трети. Очень много новых авторов, пришедших с просторов того самого СамИздата, да пригоршня старых топовых писателей.

Как-то так.
Tags: книги, литература, мысли
Subscribe

promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments