piterhandra (piterhandra) wrote,
piterhandra
piterhandra

Category:

Книжный рынок в России. Правила изменились

Эту заметку я готовил давно, первые наброски появились ещё летом прошлого года. Но для того, чтобы материал получился более объективным и полноценным, я дождался итоговых отчетов от крупнейших игроков на отечественном и западном книжных рынках. И вот что я имею вам сказать.

Литература, ее создатели и потребители изменились. И в 2017 году перемены эти уже не то чтобы стали очевидными. Уместнее, на мой взгляд, будет сравнить это с метаморфозой гусеницы, покинувшей свою куколку и превратившейся в бабочку.

В результате монополизации отечественного книжного рынка (речь о том, что более половины художественной литературы, треть нон-фикшена, четверть учебной литературы и почти половина легальных электронных книг принадлежат в России одному холдингу), общественности навязывается одна единственная информационная позиция, которая не соответствует действительности. Но при этом есть и вторая реальность, альтернативная книжная (литературная) Россия, существующая параллельно. И многие не могут понять: литература в России жива или уже нет? Пиратство побеждает или побеждено? Электронные книги продолжают набирать популярность или уже достигли предела? Как и почему такое происходит и где же истина? Давайте разберемся.

Монополизация официального книжного рынка привела к тому, что в массы транслируется одна точка зрения, подающаяся как единственно верная. То есть одна корпорация сообщает о состоянии дел внутри себя, но СМИ подают это как состояние дел на все книжном рынке России. Подобную ошибку в подведении итогов уже совершали наши западные коллеги.

С 2011 года на американском и европейском книжных рынках отмечали спад продаж бумажных книг на фоне роста продаж электронных. Последние пару лет западные книжные рынки с радостью рапортовали о возвращении былой популярности у бумажных изданий и "застоя" на рынке электронки. И многие российские аналитики встретили это известие с восторгом, но при этом не учли пару больших "Но", а именно:
- в 2015 году на книжном рынке отсутствовали новые бестселлеры,
- мода на книжки-раскраски для взрослых,
- поднятие цен издательствами "Большой пятерки" на электронные книги (если раньше эл. копия книги стоила дешевле бумажной, то теперь на Амазоне она обойдется вам в ту же цену).

И самое главное, на что большие традиционные издатели (как на Западе, так и в России) не обращают внимания (а следовательно, не учитывают эти данные и не транслируют эту информацию через СМИ):
- Стабильный и уверенный рост продаж книг, выпущенных самими авторами (инди-авторы на Западе, самиздатовцы в России), лит агентами, маленькими издателями. Если говорить о западном рынке, то там в итоговых отчетах о состоянии книжного рынка не учитывается Amazon и несколько его импринтов. В России же электронные продажи учитываются лишь по статистике Литреса и его импринтов.

К слову, из-за отчетов аналитической группы AuthorEarnings о продажах Amazon и независимых авторов, на Западе кое-кто потерял свои посты.

- Продажи электронных книг после повышения на них цен действительно падают, но только у традиционных издателей: из общего тиража на них приходится только 25%;
- Если учесть продажи не только обычных издателей, то окажется, что больше 4/10 книг, продаваемых на рынке (американском) — электронные;
- В некоторых категориях доля электронных книг еще выше: 68% художественных книг и 89% любовных романов;
- Примерно каждая десятая электронная книга издана под импринтом Amazonа.

На нашем книжном рынке перемены происходят гораздо медленнее, но почти повторяют опыт Западных рынков. Основным отличием у нас является тот факт, что спрос диктуется и навязывается не монополистом книжного рынка, а пользователями интернета. Почему так происходит?
- электронное пиратство (на них до сих пор приходится 90% от общего количества скаченных в сети книг);
- заторможенность и неповоротливость монополистов;
- большая (в сравнении с западными рынками) активность по освоению рынка электронных книг инди-авторами и литературными порталами
- скудный ассортимент на официальных сайтах по продаже электронных текстов.

Да, в конце 2016 года отечественная книжная индустрия "условно" вышла в плюс (впервые с начала затяжного книжного кризиса, который многие отсчитывают с 2008 года) и заявила о росте выручки на 8% (в сравнении с 2015 годом). Но по факту, никакого "роста книжного рынка" не произошло. Доходы издательство-монополист получило лишь благодаря поднятии отпускных цен. Ассортимент и тиражи как сокращались, так и сокращаются.

Единственные две категории, чьи продажи в России растут как официально, так и неофициально, это аудио и электронные книги. Официально они составляют 4% от общего числа продаж, неофициально - 8%.

Подобный системный крис и игнорирование реального положения вещей в книжной индустрии привело к тому, что в России литература (как культура и как бизнес) все дальше и быстрее уходит из рук монополистов и официальных лиц.

С 2017 года я могу смело говорить о том, что в России появился альтернативный книжный мир. Хорошо это или плохо? Поговорим на эту тему в следующий раз.
Tags: книги, литература, мысли
Subscribe
promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments