piterhandra (piterhandra) wrote,
piterhandra
piterhandra

Category:

А что с бумажными книгами?

Из-за категоричного тона моих последних заметок у кого-то из вас могло сложиться неверное представление о том, что я ратую исключительно за развитие и распространение электронных (текстовых или аудио) книг. Это не так. Я напомню вам одну цифру - объем продаж книжного рынка в России в 2016 году составил 80 млрд. рублей, из которых продажи электронный копий составляют по разным оценкам от 3 до 6 процентов. Так что бумажные книги у нас пользуются большим спросом. Детская и учебная литература, нон-фикшен и на последнем месте по популярности - художественные книги.



Но, что меня несказанно удручает, так это тот факт, что книги у нас продавать не могут от слова "совсем". Разрушенная розничная сеть, кривая маркетинговая политика, консервативность оптовиков и многочисленные наценки на продукцию на каждом этапе доставке книги от изготовителя (писателя) к потребителю (читателю). И если электронные тексты у нас уже более-менее научились реализовывать, то вот с бумажной продукцией дела обстоят из рук вон плохо.

1. За прошедшие пять лет число стационарных книжных магазинов в России сократилось с 5 000 до 1 500.
- Отчасти в этом виноваты удравшие за границу владельцы сети "Топ-книга", утянувшие на дно несколько сотен книжных магазинов и нанесшие тем самым ощутимый удар по отечественному книготорговому бизнесу.
- После объединения издательских домов "Эксмо" и АСТ" была сильно сокращена фирменная книжная сеть "Буква", принадлежавшая "АСТ". Также утратили поддержку книжные магазины, сотрудничавшие с "Буквой" в регионах, в результате чего им тоже пришлось закрыться.
- В прошедшем году ситуация стала немного налаживаться, так как "ЭКСМО" и "АСТ" завершили процесс слияния и оптимизации, приступив к возрождению сети фирменных магазинов. В результате чего принадлежащие холдингу книжные сети "Читай-Город", "Буквоед" и "Новый книжный" расширили свои представительства в столицах и в регионах.

2. Увеличилось число пунктов выдачи онлайн-магазинов (Озон, Лабиринт и т.д.) - с 2 000 (в 2013 г) до 3 500 (в 2016 г).
- Но это не решило проблемы в отдаленных от европейской части России регионах. Если вы закажите на Озоне книгу за 200 рублей, то в Москве и Петербурге вы сможете забрать ее без наценки в пунктах самовывоза. А вот во Владивостоке вам придется забрать ее из такого же пункта самовывоза уже за 800 рублей.
- В некоторых регионах пунктов выдачи интернет-магазинов нет вовсе.
- Сейчас книги составляют лишь 43% от числа товаров, реализуемых через онлайн-заказы (в том числе и на том самом Озоне)
- В прошлом году закрылся Read.ru, один из крупнейших онлайн-книжных России. Но затем и сайт и его продукция на складах была выкуплена все тем же холдингом "ЭКСМО". И теперь в нашей стране появился новый онлайн книжный - book24.ru, являющийся одновременно фирменным интернет-магазином всех издательств, входящих в упомянутый холдин.

3. Для того, чтобы компенсировать сокращение тиражей и ассортимента (это падение началось в 2008 году и продолжается до сих пор), издательства приняли решение повысить цены на реализацию как в онлайн, так и офлайн магазинах. В результате чего отпускные цены за прошедший (2016) год выросли на 30-40% на бумажную продукцию и 20-30% на электронные и аудиокниги.

Что же ждет книжные магазины в этом году? С одной стороны, государство обещает со своей стороны поддержку в вопросах налогообложения и льгот на продажу и доставку книг по России. Процитирую Сергея Рыбакова (заместителя председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре):
"Еще одно направление, о котором нельзя забывать - это книгоиздательская деятельность. Причем я говорю о книге как о некоем целостном явлении, начиная от процесса ее написания, до издания и распространения. Может сложиться впечатление, что книга сегодня уходит в прошлое, уступая место электронным носителям. Но, несмотря на все плюсы развития технологий, нельзя допустить ее полного забвения. Нужно остановить наметившийся процесс сокращения количества книжных магазинов, оказывать помощь библиотекам. И этим я готов активно заниматься"

С другой стороны, не зря говорят - на Бога надейся, а сам тоже что-нибудь делай. Пока что особой активностью и применением новаторских идей в вопросах реализации книжной продукции и привлечения читателей в свои магазины могут похвастаться лишь немногие. "Книжный барс" в Рязани. "Библио-Глобус", "Москва", "Молодая Гвардия" в Москве. Книжная сеть "Буквоед" в Петербурге. Но если брать работу большинства книжных магазинов в России (особенно сетевых), то кроме матерных эпитетов на ум ничего не приходит. Как я уже говорил в одной из своих статей в Живом Журнале - этим ребятам лучше торговать водкой, а не книгами.

Но несмотря на все эти грустные факты, не стоит забывать о том, что бумажные книги в России все же продаются. И вопреки некорректным рейтингам Форбс, у нас активно издают и покупают фантастику (Сергей Лукьяненко, Макс Фрай, Алексей Пехов и многие другие, чьи тиражи и продажи за прошлый год превышают озвученный рейтингом Форбс порог в 12 000 проданных экземпляров). Молодых начинающих авторов публикуют тиражами от 20 000 до 120 000 экземпляров (Константин Образцов, Стейс Крамер, например). В общем, жизнь кипит.

А вот падение продаж говорит лишь о том, что спасение рынка путем повышения цен не является залогом успеха. Просто нужно менять модели и стратегии. Объединять и контролировать всю цепочку пути текста от автора к читателю. Работать комплексно, так сказать. И я надеюсь, что очень скоро нам удастся продемонстрировать вам, как это делается :)

Tags: АСТ, Алексей Пехов, Буквоед, Макс Фрай, Сергей Лукьяненко, Эксмо, книги, литература, мысли
Subscribe
promo piterhandra may 26, 2014 12:40 3
Buy for 100 tokens
Заказать книги на сайте Озон.ру; Заказать книги на сайте Лабиринт; Скачать электронную книгу на сайте Литрес; Читать онлайн на СамИздате. Репост приветствуется!
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments